Совет судей России решил внести на рассмотрение VIII Всероссийского съезда судей проект новой редакции Кодекса судейской этики. Одно из принципиально новых положений: судьям разрешат комментировать не вступившую в законную силу решения.
Напомним, проект, разрабатывался рабочей группой под руководством председателя комиссии по этике Совета Судей, зампреда Высшего арбитражного суда России Татьяны Андреевой с 2009 года. Как поясняют эксперты, в документе впервые сформулировано понятие независимости судьи, членам судейского сообщества дано право на критику коллег для устранения недостатков в судебной системе, но предписано не критиковать другие госорганы и их руководителей. Кодекс также подчеркивает, что оценка работы судьи извне не должна сказываться на его решениях.
Большой резонанс вызвало предложение разрешить комментировать судье не вступившие в законную силу решения. Многие правоведы задавались вопросом: как человек в мантии сможет комментировать дела, которые рассматривает? Пока решение не вынесено, у судьи не может быть никакого мнения по делу, тем более публичного.
Однако авторы проекта и не предлагали судьям пускаться в публичные дискуссии во время рассмотрения. Речь о том, что пока решение вступит в законную силу, может пройти определенный срок. Если судья не объяснит что-то важное сегодня, завтра его мнение может никого не интересовать. Поэтому предлагается разрешить судье комментировать решения, которые он только что вынес. И - только после того, как он огласил свое решение. Пока тема горяча, не стоит ее отдавать на откуп записным говорунам, которые, часто, даже не в теме. При этом никто не обязывается высказываться судью. Захочет - скажет.
Чтобы не возникло кривотолков, Совет судей более четко прописал разговорный момент. Правка была внесена буквально под занавес пленарного заседания, которое в течение нескольких дней проходило в Москве. Теперь в проекте документа указывается, что в процессе рассмотрения дела судья может давать информацию о процессуальных стадиях этого рассмотрения, а комментарий по существу дела - в любой форме, письменной или устной - судья может дать журналистам лишь тогда, когда вынесет окончательный судебный акт. Под окончательным судебным актом в проекте понимается акт, которым завершается рассмотрение дела по существу в соответствующей судебной инстанции. Но судья сможет говорить, даже если решение оспорено в следующей инстанции и пока не "засилено", как говорят судьи. Иными словам - еще не вступило в силу.
Еще один интересный момент: судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам. Это значит, записывать ребенка в очередь в детский сад, проводить газ к участку, оформлять документы судья-житель должен на правах обычного человека. Понятно, что к такому "обычному" жильцу местные власти всегда относятся с повышенным вниманием. Но все же лишний раз кичиться статусом аморально. И не только судье.
Также проект кодекса обязывает судью информировать лиц, участвующих в деле, о любых устных либо письменных обращениях непроцессуального характера, поступивших к нему в связи с рассмотрением конкретного дела, а также о наличии обстоятельств, могущих поставить его в ситуацию конфликта интересов. Допустим, позвонил судье кто-то из местной администрации, попросил "повнимательней изучить дело", про этот разговор надо рассказать всем.