Юбилейный концерт ансамбля народного танца имени Александра Поличкина состоялся в екатеринбургском Дворце молодежи. За 70 лет в ансамбле танцевали сотни уральцев, многие из которых и пришли на праздник. А настоящие звезды коллектива, теперь уже бабушки и дедушки, впервые за много лет вновь вышли на сцену и прекрасно исполнили один из знаменитых танцев "Гуси-лебеди". Зрители аплодировали стоя.
Судьба ансамбля уникальна. Коллектив своим примером доказал, что не стоит относиться к самодеятельности с пренебрежением. Ансамбль "Трудовые резервы" создал в 1942 году балетмейстер театра музыкальной комедии Александр Поличкин. Детдомовец, родом из Астрахани, Поличкин на весь мир прославил своими танцами Урал: ставил не просто номера - полноценные одноактные балеты в забытом теперь жанре трудового танца, а позже увековечил в хореографии сказы Бажова. Его называли уральским Игорем Моисеевым, хотя оба мастера никогда не копировали друг друга, оставаясь самостоятельными художниками.
В военные годы в ансамбле танцевали дети-сироты, которые после трудовой смены приходили на репетиции. Мало кто тогда предполагал, что для уральского ансамбля, в котором нет ни одного профессионального танцора, сцена Кремлевского Дворца съездов станет родной. На пике славы выступали там минимум дважды в год. Представляли Советский Союз и Урал на зарубежных конкурсах, исполняя ставшие легендой танцы "Россия", "Уральское золото", "Пламя труда". Лиричную постановку "Черемуха" называют самой любимой у мастера. Ее особенно проникновенно станцевали на юбилейном концерте.
Секретом успеха коллектива стали талант Поличкина-постановщика, а также строжайшая дисциплина и неподдельная преданность делу. Старшее поколение до сих пор вспоминает знаменитую поговорку мастера: "Если работа мешает ансамблю, брось работу". Многие признаются: танцевать хотелось настолько, что в ремесленное училище шли только для того, чтобы попасть в ансамбль. "С улицы" в "Трудовые резервы" тогда прийти было нельзя.
Смутные девяностые и вроде бы благополучные двухтысячные оказались для ансамбля едва ли не труднее военного времени. В конце девяностых умер бессменный руководитель. Старые мастера уходили, новых не появлялось. Не стало репетиционной базы. Роскошные костюмы, которыми когда-то восхищался Моисеев и не только он, ветшали. Чиновники, знающие ансамбль и помогавшие ему, уступили место новым.
Михаилу Пермякову, преемнику Поличкина, удалось сохранить коллектив, воспитав из детской студии при ансамбле сильных исполнителей, которые сегодня остаются костяком команды. А одно время не было даже помещения для репетиций, да и костюмы из одного энтузиазма шились с трудом. Недавно ансамбль после долгого перерыва вернулся на баланс Дворца молодежи, репетирует в зале художественно-эстетического колледжа. Правда, на конкурсы уже много лет ездит за свой счет, да и в целом до прежних условий прославленному коллективу далеко.
Нынешний руководитель коллектива Дмитрий Самылов танцевал в ансамбле в восьмидесятых. Говорит, что несмотря на трудности намерен продолжать традиции народного танца. В ансамбле по-прежнему танцуют непрофессиональные артисты: юристы, экономисты, инженеры, студенты. Возрождены многие знаменитые постановки. И планка мастерства осталась той же - танцевать лучше, чем профессионалы.