На сайте Минкомсвязи России опубликован проект изменений в федеральный закон "О связи", которые позволят сохранять абонентский номер при переходе от одного оператора подвижной радиотелефонной связи к другому. Предложения и замечания к проекту принимаются по адресу: mnp@minsvyaz.ru до 11 июня.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "О связи"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 31, ст. 3431; 2007, № 7, ст. 835; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705; № 15, ст. 1737; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 9, ст. 1205; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590) следующие изменения:
1) часть 7 статьи 26 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, если абонент подвижной радиотелефонной связи принимает решение о сохранении своего абонентского номера при переходе к другому оператору связи, согласия федерального органа исполнительной власти в области связи на передачу абонентского номера другому оператору связи не требуется.";
2) статью 45 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Абонент подвижной радиотелефонной связи, которому по договору с оператором связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер при переходе к другому оператору связи при отсутствии задолженности по договору. Плата за указанную дополнительную услугу не взимается.";
3) статью 46 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Оператор связи, который оказывает услуги подвижной радиотелефонной связи, и выделил по договору с абонентом номер из своего ресурса нумерации, обязан по заявлению абонента в течение трёх дней обеспечить возможность использования указанного абонентского номера в сети другого оператора связи";
4) статью 53 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Операторы связи, которые оказывают услуги подвижной радиотелефонной связи, обязаны обеспечить предоставление необходимой информации в базу данных номеров абонентов, сохранивших свой абонентский номер при переходе к другому оператору связи, и финансировать расходы, связанные с функционированием такой базы данных. Порядок функционирования такой базы данных и финансирования расходов на её создание и ведение устанавливает Правительство Российской Федерации".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Проект федерального закона (далее законопроект) разработан на основании перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство" по вопросу развития конкуренции и предпринимательства 10 апреля 2012 г. (утверждён Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 27 апреля 2012 г. № Пр-1092). Пунктом 6 указанного перечня Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поручено внести в установленном порядке предложения о предоставлении абонентам подвижной радиосвязи права на сохранение на безвозмездной основе абонентского номера при заключении договора на оказание услуг подвижной радиосвязи с другим оператором связи.
В настоящее время ресурсы нумерации выделяются и закрепляются за соответствующими операторами связи, которые выделяют их абонентам. Передача ресурса нумерации от одного оператора к другому допускается только по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом "О связи" с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Пункт 1 статьи 1 законопроекта вводит в число оснований для передачи ресурса нумерации решение абонента о сохранении своего номера и снимает необходимость получения в этом случае согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. Порядок и процедура передачи будут детализированы путем внесения изменений в Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 законопроекта закрепляет право абонента подвижной радиосвязи на сохранение на безвозмездной основе абонентского номера при заключении договора на оказание услуг подвижной радиосвязи с другим оператором связи, а пункт 3 статьи 1 законопроекта определяет обязанность оператора на реализацию указанного права абонента в 3-х дневный срок с момента обращения. Указанные нормы найдут свою детализацию в Правилах оказания услуг подвижной связи, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Для технической реализации права абонента на сохранение абонентского номера при заключении договора на оказание услуг подвижной радиосвязи с другим оператором связи потребуется создание и ведение специальной базы данных. Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предусматривается, что порядок создания и ведения такой базы данных будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Представляется, что создание и функционирование такой базы данных будет обеспечиваться отдельной структурой, определяемой на конкурсной основе (далее оператор базы данных). Затраты оператору базы данных на её создание и функционирование будут возмещаться всеми операторами связи, которые оказывают услуги подвижной радиосвязи, в порядке, установленном указанным выше документом.
Законопроект не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, однако потребует существенных расходов самих операторов связи, оказывающих услуги подвижной радиосвязи. В частности, по экспертным оценкам суммарные затраты на модернизацию сетей подвижной радиосвязи могут составить до 400 млн. долларов США, а также дополнительных затрат на реализацию процесса переноса номера.
Единовременные затраты на создание базы данных по экспертной оценке составят до 10 млн. долларов США. Представляется целесообразным осуществлять создание базы за счет собственных средств оператора базы данных с последующим возмещением операторами связи, которые оказывают услуги подвижной радиосвязи, Текущие затраты, связанные с обеспечением функционирования такой базы данных, оцениваются до 1 млн долларов США ежегодно. Принципы распределения затрат между операторами связи, которые оказывают услуги подвижной радиосвязи, планируется определить в указанном нормативном акте.