Минфин предлагает по-новому определять, кому нужна социальная помощь государства. "Порог бедности", который рассчитывается на основе прожиточного минимума, может быть снижен. А количество получателей помощи - сокращено.
По версии минфина, это необходимо для того, чтобы поддержка бедным осуществлялась более адресно и ее получали действительно нуждающиеся граждане. Но тогда государство должно взять на себя гарантии, что будет подтягивать их доходы до новой планки. Иначе в реальности количество бедных в стране может только увеличиться, предупреждают эксперты "РГ".
Главная новация заключается в кардинальном пересмотре подходов к определению величины прожиточного минимума и методики его подсчета, сообщил "Интерфакс". Будет введен так называемый "социальный уровень бедности", исходя из которого и станут оказывать поддержку семьям. Эта новая планка для многих семей окажется ниже нынешнего прожиточного минимума, поскольку будет рассчитываться с учетом эффекта экономии от общесемейного потребления. В семье из трех человек минимальные среднедушевые доходы, чтобы получить соцпомощь, будут меньше, поскольку их расходы ниже, чем у холостяка. Трем членам семьи нужен, например, один холодильник. Другой пример: двум пенсионерам легче, чем одиночкам, поскольку они вместе платят за квартиру.
Такой подход применяется при определении групп, которым оказывается социальная помощь, в других странах, рассказывает директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. Они применяют так называемые шкалы эквивалентности. И в общем-то это справедливый подход.
Но если снижается "граница бедности", то одновременно должны быть гарантии, что доходы будут подниматься до этой планки, говорит эксперт. Сейчас, уточняет Бобков, все адресные программы поддержки по нуждаемости не подтягивают их и до половины прожиточного минимума. Вторая проблема - как именно рассчитывать шкалы эквивалентности. Механически перенести европейский опыт на Россию невозможно из-за климатических, демографических и других особенностей. И это надо обсуждать публично, говорит Бобков.
Новый подход позволит сконцентрировать государственные ресурсы на помощи тем, кому она действительно нужна, объясняет Владимир Назаров из Института экономической политики им. Гайдара. Сейчас помимо пенсий на социальную политику государство тратит около 3 процентов ВВП, рассчитал он. На адресные виды помощи уходит примерно 10 процентов этой суммы, утверждает Назаров. Помощь часто получают те, кто на самом деле в ней не очень-то нуждается. При действующей системе можно потратить на соцподдержку сколько угодно денег, но все равно иметь высокий уровень бедности, говорит Назаров. Особую тревогу при этом вызывает рост числа бедных среди семей с детьми и работающего населения.
В то же время надо действительно подтягивать до минимальной планки доходы бедных граждан, соглашается он с Бобковым. Для этого можно было бы ввести специальное пособие, перебросить на эти направления неэффективные расходы, предлагает он. По расчетам экспертов, работавших над обновлением Стратегии-2020, доля бедных среди получателей отдельных видов адресных пособий колеблется от 36 процентов (жилищные субсидии) до 45 процентов (ежемесячное пособие на ребенка). Примерно половина бедных вообще не имеет доступа к адресным программам соцподдержки. А вклад адресных пособий в доходы их получателей составляет всего 9,5 процента.