Михаил Синицын, генеральный директор Международной ассоциации качества
Послезавтра, 1 июня, вступает в силу приказ минэкономразвития "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений". Согласно документу, декларации о соответствии будут регистрироваться Росаккредитацией или органами по сертификации в электронной форме в едином реестре. Также приказ устанавливает, что при получении декларации орган по сертификации в течение трех дней обязан присвоить ей регистрационный номер и передать ее в Росаккредитацию через Интернет.
В случае принятия заявителем решения о прекращении действия декларации о соответствии, заявитель направляет в Росаккредитацию заявление о прекращении действия декларации о соответствии по решению заявителя, непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
Кроме того, с 1 января 2013 года декларации о соответствии можно будет предоставлять в регистрирующие органы также и в электронной форме. Такую возможность обязана будет обеспечить Росаккредитация.
Документ очень полезный и своевременный, но он не решает проблемы сертификации в целом. Декларации предоставляются производителями и импортерами товаров и услуг в так называемые органы сертификации, которые на самом деле являются органами подтверждения соответствия. Но одних деклараций этим органам мало, они до сих пор требуют проведения испытаний, которые прописаны еще в старых документах. При этом, несмотря на то, что номенклатура товаров почти не меняется, органы почему-то считают, что испытания нужно проводить регулярно. Это крайне затрудняет бизнес и ведет к необоснованному повышению затрат, что, в свою очередь, сказывается на потребителе. Больше всего от этого страдает малый бизнес. Для него затраты на получение сертификата соответствия могут достигать 10% стоимости товара или услуги.
Решение о приеме деклараций в электронном виде не решает проблемы, хотя и значительно облегчает процедуру получения сертификатов. Необходимо, чтобы документы принимались в электронном виде не только органами по сертификации, но и всеми органами власти, которые действуют в сфере товарного оборота.