Эксперт "РБГ" рассказал о реформировании электроэнергетики в России

Сегодня полным ходом идет реформа электроэнергетики. О новом подходе к регулированию тарифов на розничном рынке электроэнергетики "Российской бизнес-газете" рассказала заместитель начальника управления регулирования электроэнергетической отрасли Федеральной службы по тарифам Светлана Гудкова.

- Светлана Валерьевна, сейчас завершается проработка нормативной базы по регулированию розничного рынка электроэнергии. Какими будут нововведения ФСТ?

- К нововведениям, которые оказывают влияние на формирование регулируемых показателей на розничном рынке электроэнергии и обеспечение исполнения полномочий по мониторингу ценовых показателей розничных рынков электроэнергии и мощности, относится принятие двух новых документов. Это Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России и по субъектам РФ, а также Порядок определения соотношения электрической энергии и мощности в части поставок населению, а также приравненным к нему категориям потребителей. Эти два документа утверждены в рамках реализации положений новых основ ценообразования и правил государственного регулирования тарифов, утвержденных постановлением правительства в конце прошлого года.

- Недавно был утвержден новый порядок формирования сводного прогнозного баланса, что изменилось?

- По результатам достаточно длительного обсуждения новой версии этого документа было принято решение о двухэтапном формировании сводного прогнозного баланса в электроэнергетике. На первом этапе формирования баланса на 2013 год в этом году до 1 июля ФСТ будет принят сводный прогнозный баланс с утверждением укрупненных показателей в целом по субъектам Российской Федерации с квартальной разбивкой без фиксации субъектного состава и без детализации по месяцам следующего года. Предложения, которые организации подавали в рамках новой тарифной кампании на 2013 год, органы государственного регулирования в этом году нормативно подают без изменения сроков.

- Чем вызвана необходимость нового порядка соотношения электрической энергии и мощности в части поставок населению?

- Эта необходимость была обусловлена положениями новых основ ценообразования. Требования, которые были еще в 2010 году закреплены в правилах оптового рынка в части поставок населению с утверждением интервала по числу часов использования мощности от 3,5 тыс. до 5 тыс. часов, не было закреплено единого методологического подхода к определению этой величины, что и послужило отдельной темой для проработки. Обсуждение порядка велось на открытых площадках, с привлечением специалистов Минэнерго России, системного оператора, "АТС", Совета рынка, а также на официальном сайте ФСТ. В итоге было получено достаточно большое количество предложений и замечаний, которые постарались учесть и свести в единый документ. В новом порядке закреплены единые правила и формулы расчета показателей, возможность учета специфики региона, определение соотношения по итогам проведения замеров, предусмотрено отражение сезонного характера потребления.

- Что планируется изменить в регулировании деятельности гарантирующих поставщиков?

- В настоящее время наша служба занимается проработкой вопросов по изменению методологии регулирования сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. Уже давно обсуждается, что существующая система утверждения тарифных ставок по группам потребителей и соответственно выручка, которая собирается гарантирующими поставщиками, на сегодняшний момент не позволяет отразить структуру существующих расходов по обеспечению поставок различным категориям потребителей электроэнергии. По факту в затратах гарантирующих поставщиков самую большую долю составляют расходы по обеспечению поставок населению, в то время как выручка от населения по сбытовой надбавке имеет обратную зависимость - это небольшие суммы, которые не позволяют покрыть фактические расходы. Это и стало главным основанием для пересмотра подходов. Обсуждаемая концепция выглядит следующим образом: формируются показатели, которые позволят обеспечить дифференциацию сбытовых надбавок по группам потребителей, отражать различия структуры потребления, специфику по организациям, имеющим большую долю потребления населением, и более корректным образом по сравнению с существующей ситуацией учитывать влияние перекрестного субсидирования на весь этот процесс.

- На основе чего будут закрепляться изменения в регулировании сбытовой надбавки?

- Организации обязаны вести отдельный учет расходов на осуществление своей деятельности в соответствии с новыми положениями основ ценообразования, в том числе и в части поставок населению. Это обязательство позволит создать необходимую базу экономически обоснованных расходов, которые организации, в частности, гарантирующие поставщики, несут по обслуживанию этой группы потребителей. Исходя из подтвержденных фактических расходов, должны быть сформированы и установлены экономически обоснованные величины сбытовых надбавок на поставку электроэнергии населению. Кроме того, на первом этапе предполагается утвердить фиксированную ставку в рублях за кВт/ч сбытовых надбавок в части компенсации электроэнергии на потери в отношении сетевых организаций. Что касается подходов к регулированию сбытовых надбавок в отношении поставок прочим потребителям, то эта тема также обсуждается на различных площадках с региональными регуляторами, советом рынка и некоммерческим партнерством гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.