В Белгородской области, по оценкам экспертов, нелегально работают почти тысяча такси. На этих машинах не найти привычных "шашечек", внутри нет счетчика. Но вызвать "мотор" можно в любой момент - телефоны диспетчерской службы легко обнаружить в любой газете рекламных объявлений, которые бесплатно опускают в почтовые ящики горожан.
Спрос на нелегалов, или, как их называют, "теневые" такси, весьма велик. Именно поэтому представители бизнеса, который живет по закону, обратились в правительство области с просьбой навести в этой сфере порядок.
- Федеральное законодательство предъявляет к перевозчикам ряд требований, - говорит Константин Полежаев, начальник регионального управления автодорог общего пользования и транспорта - ведомства, занимающегося выдачей разрешений на работу такси. - Необходимо, чтобы автомобиль проходил техосмотр каждые шесть месяцев, на боковых поверхностях нужна цветографическая схема, а сам кузов должен быть выкрашен в белый, желтый, синий или серый (стальной) цвет. И конечно, каждое такси обязано иметь "шашечки" и таксометр.
По официальным данным, в регионе уже выдано 1607 разрешений на работу такси, при этом 1173 из них получили индивидуальные предприниматели.
- Однако, по нашим оценкам, в Белгородской области порядка двух тысяч транспортных средств, осуществляющих перевозки. То есть значительная часть такси работает без разрешений. В Белгороде незаконным извозом заняты 16 фирм. Фактически это диспетчерские службы, которые подают автомобили пассажирам по заказу, - сообщил чиновник.
В правительстве региона предложили с ними "поработать": лжетаксистов нужно попросту лишить заказов.
- Это же незаконная предпринимательская деятельность, - отметил руководитель одного из департаментов. - И пусть эти машины почаще проверяет ГИБДД.
Между тем многие владельцы легальных такси высказываются за то, чтобы помочь "теневому" бизнесу работать в рамках закона.
- Нужно упростить процесс выдачи разрешений, - считает руководитель одной из фирм такси Алексей Севостьянов. - Тот пакет документов, который нужно собрать частному лицу, можно сделать и попроще. Медицинская справка, техосмотр, выписка о том, что открыто ИП, и так далее... Собирая эти документы, человек тратит массу времени. А если он полгода поработал на машине и захотел ее поменять, получается, опять нужно готовить весь пакет. Снова взять ту же выписку из налоговой - это две недели ждать. А водитель должен работать, семью кормить.
А вот от бесконечных проверок ГИБДД, как оказалось, больше страдают такси, работающие по закону.
- Тех, кто едет с "шашечками", обклеены знаками, останавливают - у них проверяют разрешения. А машины, на которых написано - "заказное", не трогают, - отмечает Алексей Севостьянов.
Между тем представители ГИБДД ситуацию комментируют так: всего за несколько дней 111 таксистов были привлечены к ответственности, несмотря на их "правильный" внешний вид.
Получается, что остановить лжетакси можно только за нарушение. Но, как отметил один из водителей автомобиля без "шашечек", "правила дорожного движения теперь, как никогда, в приоритете". "Мы не спешим, а значит - не нарушаем", - отвечают такие перевозчики в ответ на просьбы пассажира ехать быстрее. В салоне такого авто о том, что это такси, может сказать только рация. Да и то - когда водитель выполняет заказ, техника молчит.
Стоимость поездки на "теневом" такси не намного, но все же меньше. А качество обслуживания - в любом случае зависит от водителя.
Надо сказать, что региональные власти довольно быстро отреагировали на просьбы бизнес-сообщества. Как рассказали в одной из крупных компаний, в активе которой работает более ста автомобилей такси, правила выдачи разрешений были пересмотрены:
- После того как принцип выдачи разрешений упростили, нам всем стало легче жить. Дочерняя фирма получила разрешения на работу сразу пятнадцати автомобилей. А это существенные подвижки.
Это и понятно, больше машин - больше заказов. Однако, ликвидировав надоевшие бюрократические проволочки, в управлении автодорог общего пользования пошли дальше. В регионе заработал так называемый "телефон горячей линии". Теперь любой житель региона может рассказать, к примеру, о том, что по вызову приехало лжетакси, пожаловаться на водителя, нарушившего правила дорожного движения или нахамившего пассажиру.
Правда, пока специалисты, которые должны отвечать на такие звонки, работают не напрягаясь.
- Нам звонят очень мало: максимум один-два раза в день, - отметили в ведомстве.
В причинах разбираться нелегко. Но, скорее всего, ситуация, когда на рынке перевозок наряду с легальными фирмами такси в "теневом" режиме работает масса мелких предпринимателей, пассажиров, в отличие от чиновников, вполне устраивает.
В Ярославской области после принятия закона о такси с 1 сентября 2011 года региональный департамент дорожного хозяйства выдал более 1300 разрешений на перевозку пассажиров. В основном их получили индивидуальные предприниматели, юридических лиц - всего 12. Чтобы упростить процедуру получения разрешений, сотрудники департамента даже выезжали в Рыбинск, Ростов и Переславль. Но поскольку поправки, дающие право инспекторам ГИБДД проверять автотранспорт на соответствие требованиям этого закона, появились позже самого закона, поток желающих получить разрешение быстро иссяк и возобновился лишь с внесением изменений. Сегодня, по информации департамента дорожного хозяйства, за получением разрешений обращаются порядка двух десятков человек в неделю.
Однако, по сведениям региональных парламентариев, например, на привокзальных площадях по-прежнему работают только "прикормленные" таксисты, а обычных предпринимателей оттуда гонят.
- Выходит, что наши меры по регулированию направлены против законопослушных предпринимателей, - заявил депутат Илья Осипов.