В числе первых документов, подписанных президентом Владимиром Путиным сразу после инаугурации, оказался и Указ "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". В нем правительству, органам исполнительной власти регионов, профессиональному сообществу и общественным объединениям поставлены конкретные задачи. Одна из них - разработка Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года и плана ее реализации.
- У нас принято немало документов по теме обеспечения лекарствами, но ни один из них не прописывает подробно и внятно тему их доступности для всех, - считает директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Но системный подход всегда более продуктивен, чем "лоскутное одеяло" из отдельных актов. Наши эксперты готовы в активном диалоге с общественными организациями участвовать в разработке стратегии - той самой "дорожной карты", которая позволит решать все проблемы комплексно. Общественные организации, прежде всего пациентские, тут нужны, чтобы профессионалы имели обратную связь, не отрывались от "земли".
- В стратегии необходимо четко прописать лекарственное обеспечение всех соцгрупп - пенсионеров, инвалидов, детей, людей, страдающих тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, в особенности онкологическими и орфанными, - согласен президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом Ян Власов. - Отдельно надо указать обеспечение препаратами для диагностики, которая становится все более сложной и дорогой и нередко недоступна больным. Стоит внимательно изучить зарубежный опыт, в частности, по проблеме биоаналогов, взаимозаменяемости лекарств, подготовке кадров для фармотрасли и медицины - мы можем предложить целый блок тем к обсуждению.
Надеются на активное участие в подготовке стратегии и представители профессиональных ассоциаций отрасли, и компании, работающие на лекарственном рынке, ведь в конечном счете реализовать ее положения на практике предстоит в первую очередь им - производителям, дистрибьюторам, аптечным сетям. "Наша компания планирует принять активное участие в разработке стратегии, используя все доступные для отрасли коммуникационные площадки, в первую очередь возможности профессиональных ассоциаций - Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) и Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), - рассказал "РБГ" заместитель генерального директора компании STADA CIS Иван Глушков. - Рынок лекарственных средств во всех странах мира - один из самых зарегулированных. Это определяется спецификой лекарства как товара. Для рынка РФ со всей очевидностью необходимо ужесточение требований к качеству препаратов с одновременной нормализацией регулирования ценообразования".
- Мы готовы дать свои предложения и по насыщению рынка эффективными, качественными и безопасными лекарственными препаратами, и по их рациональному использованию, и по оптимизации лекарственной терапии для пациентов, и по другим актуальным вопросам, - говорит генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. - Предстоит решить несколько задач. Прежде всего создать "полную" нормативно-правовую базу, начиная с федеральных законов и заканчивая подзаконными актами, которые бы, с одной стороны, давали возможность развиваться российскому фармпрому, способствовали быстрому выводу на рынок современных эффективных ЛС, а с другой - обеспечивали рациональное распределение финансов, выделяемых государством.
В числе первоочередных тем для разработки стратегии эксперты выделяют кадровое усиление регуляторной системы и в части регистрации лекарств, и в функционировании рынка клинических исследований, и в обеспечении контроля. Это потребует дополнительных сил и средств, поэтому финансовую составляющую также необходимо предусмотреть в плане реализации стратегии. Еще одна проблема, мешающая развитию рынка лекарств, - ведомственная несогласованность. Так, российским производителям лекарств даны определенные преференции, но до сих пор не решен вопрос, какие именно компании и какой их продукт можно считать локальными. Многие зарубежные компании открывают в России производства последнего этапа, привозя готовые таблетки и лишь упаковывая их тут.
- АРФП предлагает считать локальным упакованный в России препарат лишь до наступления 2014 года, когда правила GMP должны стать обязательными на территории страны, - подчеркивает Виктор Дмитриев. - А после этой даты считать локальными лишь лекарственные средства, полностью произведенные здесь до стадии готовых. Иначе у нас будет развиваться бумажная, а не фармацевтическая промышленность.
Как пациентов, так и многих экспертов волнует также проблема качества и безопасности лекарственных средств. Хотя статистика выявления поддельных и контрафактных препаратов из года в год снижается, но гарантировать, что потребители полностью защищены от подделок, сегодня не может никто.
- Хотелось бы, чтобы в стратегии должное внимание было уделено контролю качества лекарств, - подчеркивает член общественного экспертного совета Федеральной антимонопольной службы Геннадий Ширшов. - Пока у нас нет четких правил контроля качества, не создана фармацевтическая инспекция. Решить эти проблемы можно, гармонизировав систему регулирования с международными нормами, чтобы использовать опыт тех стран, которые давно создали у себя подобные системы. Тем более, что мы интегрируемся в ВТО, и перед нашими производителями поставлена задача выходить на международный рынок.
В целом и эксперты, и фармбизнес готовы тесно сотрудничать с правительством и ведомствами в разработке стратегии лекарственного обеспечения, чтобы россияне, как и граждане всех цивилизованных стран, имели возможность лечиться самыми эффективными и безопасными лекарствами.