В Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике и руководства Координационного совета отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе. Бизнес обсудил особые условия, которые необходимо предусмотреть при формировании госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Итоги заседания для "Российской бизнес-газеты" прокомментировал президент РСПП Александр Шохин.
- Александр Николаевич, в заседании приняли участие председатель Координационного совета отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе, представители Госдумы и Совета Федерации, Внешэкономбанка, правительственных ведомств. Для чего потребовалось такое представительное собрание?
- Есть указ президента, в соответствии с которым до 1 июля 2012 года правительство должно представить предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, предусмотрев обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий. Готовится госпрограмма социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для того, чтобы документы были эффективными, представители различных ветвей власти и бизнес должны совместно сформулировать предложения по ускоренному развитию макрорегиона. Рассмотренные на заседании предложения по развитию макрорегиона подготовил Координационный совет отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе с участием аппарата полпреда президента в ДФО и экспертов. Это подтверждает, что позиция бизнеса востребована не только при формировании "федеральной" политики и стратегий развития страны, но и на региональном и межрегиональном уровнях. Замечу, что Дальний Восток - первый в РФ макрорегион, для которого была разработана долгосрочная Стратегия развития до 2025 г.
- Можете рассказать о подготовленных инициативах?
- Предложения касаются механизмов привлечения инвестиций, изменений в тарифной, таможенной, налоговой, бюджетной и промышленной политике, природопользования и инфраструктуры. Например, предлагается использовать средства Инвестиционного фонда РФ и других фондов для финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов на Востоке России с бюджетным финансированием возврата инвестиций за счет будущих налоговых поступлений. Это должно повысить заинтересованность инвесторов. Необходимо создать на территории Дальнего Востока ряд перерабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью в ресурсном секторе, высокотехнологичных инновационных производств, в том числе в судо- и авиастроении, сформировать космический кластер на базе космодрома Восточный.
Немаловажным фактором, способствующим привлечению инвестиций, поддержке в подготовке и реализации инвестиционных проектов, является создание в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии Фонда развития Дальнего Востока (ВЭБ).
В области налоговой политики требуется принять меры, направленные на увеличение доходной части бюджетов дальневосточных регионов: увеличить отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на прибыль организаций и т.д., а также стимулировать развитие предприятий и организаций Дальнего Востока. Кроме того, целесообразно создать новые особые экономические зоны в Камчатском крае, Сахалинской области и Чукотском автономном округе. Отдельный вопрос - повышение транспортной доступности региона как для бизнеса, так и для граждан.
- Учитывают ли предложения интересы населения?
- Создать комфортные условия для жизни и работы населения не менее важно. Необходимо реализовать комплекс мер по стимулированию жилищного строительства, обеспечению жильем, поддержке молодежи, в том числе внедрить механизмы госрегулирования процентных ставок по жилищным кредитам для жителей дальневосточных регионов, чтобы снизить расходы населения на их обслуживание. Отток жителей, нехватка квалифицированных кадров - одна из наиболее острых проблем для предпринимателей региона. Как показал опрос РСПП, наблюдается серьезный кадровый дефицит по всем категориям работников, за исключением работников сферы обслуживания. Только дальневосточный бизнес при определении барьеров для выхода на рынки соседних регионов говорил о нехватке кадров, остальным мешают административные барьеры и недостаток финансирования.
- Что предложено в сфере ценовой и тарифной политики?
- Необходимо снизить затраты предприятий и организаций Дальнего Востока на транспортировку железнодорожным и морским транспортом наиболее важных видов грузов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и конкурентоспособность экономики Дальнего Востока, из других регионов России и обратно. Это может касаться основных видов грузов: на Дальний Восток - топочный мазут, уголь, фуражное зерно, комбинированные корма, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, сельскохозяйственная техника, скот. С Дальнего Востока в другие регионы России - продукция сельского хозяйства (в том числе соя), рыбной отрасли и лесопромышленного комплекса. Нужно предоставить субвенции на компенсацию разницы энергетических тарифов для населения, предприятий и организаций Дальнего Востока до среднероссийского уровня на период принятия технических и технологических решений по снижению стоимости электроэнергии и тепла. В области таможенной политики надо отменить таможенные пошлины для предприятий и организаций Дальнего Востока на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости и на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в России.
Эти и другие меры по созданию особых условий должны оцениваться не как потери для бюджета страны на развитие региона, а как механизм повышения экономической устойчивости Дальнего Востока, являющегося связующим звеном при активизации роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И в будущем данные преференции, безусловно, окупятся.
- Какие проблемы больше всего мешают ускоренному развитию региона?
- Дальний Восток является сложным регионом. В рамках нашего опроса компании макрорегиона значительно хуже оценивают состояние большей части инфраструктуры, чем их партнеры в других областях России, в первую очередь, автодорог и газоснабжения. Проблемным является доступ к недвижимости. Есть некоторые претензии и к качеству государственного управления - в федеральном округе доля компаний, которые сталкиваются со случаями предоставления преференций другим компаниям и нарушениями законных прав со стороны органов власти, выше средней по стране. При этом на Дальнем Востоке ниже доля положительных решений при рассмотрении споров компаний и органов власти в вышестоящей инстанции и в руководстве контрольно-надзорного органа. Ускоренному развитию социальной и промышленной инфраструктуры в регионе препятствует несовершенство механизмов государственно-частного партнерства. В частности, есть претензии к нормативно-правовой базе ГЧП, отсутствует практика предоставления госгарантий по координации развития в рамках проектов комплексного развития территорий. Кроме того, ограничена возможность практического применения ГЧП в формате контракт жизненного цикла (КЖЦ). Масштаб задач во многом объясняет медленную скорость подготовки стратегических документов по развитию макрорегиона. Но одновременно у нас появилась возможность дополнительно обсудить на площадке РСПП видение государства и бизнеса.
- Какие темы планируется обсудить в первую очередь?
- Во-первых, принято решение о необходимости консолидировать усилия по совершенствованию и разработке законодательства о ГЧП. Речь пойдет о вполне конкретных формулировках и предложениях. Во-вторых, доработаем предложения по созданию особых условий для Дальнего Востока и Байкальского региона с учетом замечаний федеральных и региональных органов власти, а также дополнительных предложений бизнес-сообщества. Предполагается, что новая версия будет обсуждаться уже в июне. В-третьих, продолжится дискуссия по оптимальному формату специализированного института развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
- Повлияет ли на предложения бизнеса назначение министром по развитию Дальнего Востока - полпредом президента в ДФО Виктора Ишаева? Как в этой связи оцениваете перспективы создания госкорпорации по развитию Дальнего Востока?
- Обсуждавшиеся в РСПП предложения по развитию Дальнего Востока, как я уже говорил, готовились при активном участии полпредства. Мы уверены, что и дальнейшая совместная работа будет конструктивной. При этом факт введения поста министра по развитию Дальнего Востока не стал неожиданностью, как и реализованное совмещение должностей в правительстве и администрации президента РФ. Опыт Северного Кавказа подтвердил эффективность подобной схемы. Что касается перспектив госкорпорации, то предложена абсолютно правильная последовательность шагов. Вначале назначен министр, который в сжатые сроки должен сформировать предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. А в рамках подготовки этого документа он уже решит, требуется ли дополнительный специализированный институт развития, а если нужен, то в какой форме. Тем более Виктор Ишаев хорошо знает и проблемы, и возможности региона.