Вооруженные силы готовятся к новому штатно-должностному маневру - речь идет о возвращении некоторых сержантских "клеток" в разряд офицерских.
Временное отступление на кадровом фронте в минобороны не афишируют и не комментируют. Однако кое-какие данные все же просачиваются через крепкие двери военного ведомства.
Еще пару месяцев назад информагентства со ссылкой на начальника Главного управления кадров минобороны Виктора Горемыкина сообщили: в офицерский штат хотят перевести 7300 должностей сержантов-контрактников. Позже озвучили иную цифру - 5 тысяч "клеток". Теперь говорят уже об 11 тысячах должностей, на которые с начала лета станут назначать лейтенантов, в том числе выпускников военных вузов нынешнего года.
Сужать их командирскую службу рамками мотострелковых отделений и артиллерийских расчетов никто не собирается. Тем более что сотни молодых офицеров и без того уже стоят на сержантских постах. В свое время этим парням крепко не повезло с распределением, и руководители минобороны постоянно ломали голову над вопросом, где изыскать для них дополнительные вакансии. Начиная с 2009 года, когда несколько тысяч офицерских должностей перевели в ранг сержантских, спрос на лейтенантов в Российской армии стал заметно падать. Подготовить дипломированным военным равноценную замену из младшего комсостава в минобороны не успевали. Вот и пришлось генералам идти на непопулярную среди офицеров меру - назначать командиров при звездах на нижестоящие посты. Планируемая как временная, эта схема растянулась на годы. Чтобы армия сверхштатных офицеров в итоге не разрослась до критических размеров, и был придуман кадровый маневр с возвращением должностей.
Другая причина такого решения может быть связана с боеготовностью Вооруженных сил. Дело в том, что среди переданных сержантам офицерских постов оказалось немало тех, что определяют способность подразделений воевать. Например, техник роты или специалист службы горюче-смазочных материалов. Когда с этих должностей убрали офицеров, но не прислали им на замену соответствующим образом подготовленных сержантов-профи, командирам воинских частей пришлось ставить туда обычных призывников. Но даже самые добросовестные ребята, не имея профильного образования и опыта эксплуатации военной техники, ответственную работу на своем участке заваливали. И спросить с них как с офицеров по большому счету было нельзя.
Как ни крути, но решение вернуть некоторым армейским должностям прежний офицерский статус выглядит вполне резонным, хотя и запоздалым. Пока в армию не наберут и не обучат необходимое количество профессиональных сержантов, отказаться от него у руководителей вряд ли получится. По некоторым данным, при общей потребности Вооруженных сил в 25 - 30 тысячах профессиональных сержантов ежегодно удается готовить лишь 2 - 2,5 тысячи таких специалистов.
Новая старая практика коснется не только Сухопутных войск. В той или иной степени она распространится на всю армию. Скажем, в ВВС офицерский статус снова обретут более 2 тысяч сержантских постов. Лейтенантов в том числе будут назначать командирами эксплуатационных взводов в части аэродромного обеспечения.