Новости

30.05.2012 00:50
Рубрика: Власть

Советы по секрету

Николай Патрушев: Изменения в мире потребовали пересмотреть само понятие "обеспечение национальной безопасности"

В эти дни Совет безопасности России отмечает свой первый "взрослый" двадцатилетний юбилей. Надо сказать, что деятельность Совбеза никогда особо не была на виду и большинство граждан до сих пор слабо представляет, чем он на самом деле занимается. Многие думают, что это просто совещательный орган, который готовит всевозможные доклады на разные темы. Но это далеко не так. На самом деле именно Совбез отвечает за разработку практически всех концептуальных доктринальных документов в нашей стране. Кстати большинство документов, которые проходят через Совбез носят гриф секретности, а все заседания кроме небольшой вступительной части закрыты для прессы. И это понятно, ведь на повестке чаще всего стоят темы национальной безопасности: от развития оборонки до борьбы с терроризмом.

Что же на самом деле представляет Совет безопасности России и какие угрозы стоят сегодня перед нашей страной, в своем первом после переназначения интервью "Российской газете" рассказал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Николай Платонович, два десятилетия назад, когда был создан Совбез, мы жили в совершенно другой стране. Понятно, что та страна, которую мы помним в 90-х, и та, которая сейчас, отличаются разительно. Насколько Совбез в эти годы повлиял на развитие России?

Николай Патрушев: Совет безопасности был образован в соответствии с Указом президента России N 547 в 1992 году. Его первым председателем стал Борис Ельцин, затем, с 2000-го по 2008-й - Владимир Путин, с 2008-го по 2012-й - Дмитрий Медведев, сейчас - снова Владимир Путин.

Впервые принцип обеспечения безопасности личности был поставлен на первое место

Деятельность Совета безопасности всегда самым тесным образом связана с теми внутри- и внешнеполитическими процессами, которые происходили в определенный период времени.

В 90-е годы - это период формирования новой российской государственности, либерализация экономических отношений, процесс первых преобразований в силовых структурах, в армии, в спецслужбах.

Конец XX века - начало XXI века - на первый план вышли вопросы борьбы с международным терроризмом, экстремизмом. Противодействие попыткам хорошо подготовленных и вооруженных банд наемников расколоть страну. Владимир Путин в 1999 году, будучи секретарем СБ РФ, сыграл важнейшую роль в сохранении территориальной целостности России. Начиная с 2000 года, уже став председателем Совета безопасности, он продолжил работу по укреплению правопорядка и национальной безопасности. Считаю заслугой руководства страны, в том числе и Совета безопасности, что мы смогли переломить ситуацию, защитить конституционный строй. Создать высокоэффективную систему противодействия криминалу и терроризму, существенно увеличить промышленное производство и объем ВВП, повысить роль институтов государства. Сформировать гражданское общество и дееспособную политическую систему.

С 2008 года, под руководством Дмитрия Медведева, в рамках Совета безопасности обсуждались принципиальные этапы реформирования Вооруженных cил, МВД, меры по противодействию последствиям международного финансового кризиса, рассматривалась программа по финансированию Гособоронзаказа, принимались решения в период российско-грузинского конфликта.

Сегодня угроз и проблем безопасности для России стало меньше или, наоборот, появились новые и более серьезные?

Николай Патрушев: В настоящее время среди приоритетных тем: угроза размещения системы ПРО в Европе, противодействие международной оргпреступности и наркотрафику, проблема обеспечения безопасности в Азиатском регионе после вывода в 2014 году иностранного контингента из Афганистана. А также ситуация вокруг ядерной программы Ирана, обстановка в Сирии, последствия "цветных революций" в Северной Африке и другие вопросы.

20 лет - небольшой срок в развитии страны и мира. Но в течение этого периода страна пережила акты международного терроризма, напор национализма, массированное информационное воздействие извне. Она укрепила свои позиции как суверенное демократическое государство.

Россия вернула себе положение мировой державы, способной отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, обеспечивать социально-экономическое развитие территорий и повышение качества жизни своих граждан. Общими усилиями сохранены основные ценности российской нации - духовность, патриотизм, отношение к нашей общей истории и единство культур многонационального народа России.

Мы заняли лидирующее положение в мире как гарант стратегической и региональной стабильности, влиятельный игрок современного многополярного мира и важнейшее звено на пространстве СНГ.

В решении этих сложных и системных проблем Совет безопасности сыграл важную роль как орган, координирующий деятельность государственных структур по разработке и проведению в жизнь решений в области внутренней, внешней, военной политики, военно-технического сотрудничества, экономической и информационной безопасности.

Раскройте, насколько это возможно, "внутреннюю кухню" того, как функционирует Совет безопасности.

Николай Патрушев: Совет безопасности - это конституционный орган, прописанный в Основном Законе, который по должности возглавляет председатель - президент России. В состав Совета безопасности входят постоянные члены, а также члены с правом совещательного голоса. Секретарь Совета безопасности назначается президентом РФ, подчиняется непосредственно ему и организует работу Совета безопасности. Решение о включении или об исключении кого-либо из Совета безопасности принимается президентом РФ по представлению секретаря. Кстати, на прошлой неделе главой государства были утверждены предложения по внесению изменений в персональный состав Совета безопасности.

На заседания Совета безопасности выносятся стратегически важные темы, приглашаются постоянные члены и члены Совета безопасности. Проводятся и оперативные совещания, как правило, на еженедельной основе, с участием только постоянных членов - для обсуждения текущих и перспективных вопросов. В зависимости от рассматриваемых вопросов на заседания могут приглашаться и другие лица, выступающие в качестве экспертов.

Например, в апреле этого года состоялось заседание по вопросам государственной миграционной политики. Ранее рассматривались проблемы обеспечения энергетической, продовольственной безопасности, угрозы климатических изменений, направления развития судо- и авиастроительных отраслей и так далее. В ближайшее время мы планируем обсудить в формате заседания вопросы развития ОПК.

Что представляют собой статус и полномочия Совбеза с точки зрения законодательства, и возможно ли их изменение?

Николай Патрушев: Правовое положение Совета безопасности определяется Конституцией, Законом "О безопасности" от 28.12.2010, рядом указов президента. Закон "О безопасности", разработанный под эгидой Совета безопасности в развитие Стратегии национальной безопасности до 2020 года, был принят Госдумой в 2010 году. Важно отметить, что в нем впервые дано определение государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, а также утвержден статус Совета безопасности, его основные задачи и функции.

В Положении "О Совете безопасности", утвержденном указом президента, закреплены полномочия секретаря и возглавляемого им аппарата Совета безопасности. В том числе по проведению оперативных совещаний, совещаний по стратегическому планированию, выездных совещаний в федеральных округах, деятельность межведомственных комиссий, которые формируются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности, а также научного совета при Совете безопасности, куда входят лучшие представители отечественного академического и экспертного сообщества.

Созданная законодательная база более четко сформулировала полномочия Совета безопасности, позволив сконцентрировать работу на формировании и реализации долгосрочной политики по основным направлениям обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития России.

После развала СССР в России долгие годы вообще не было понятия "национальная безопасность", и у нас вдруг сразу исчезли все враги и угрозы, а мы стали открытыми и дружелюбными. Это позиция чуть не привела к окончательной катастрофе всю страну. Кардинальные изменения начались только в конце 90-х. Тогда же была принята Концепция национальной безопасности. Насколько своевременен был этот документ и насколько он смог предотвратить негативные сценарии развития событий?

Николай Патрушев: В 1997 году Советом безопасности принят и в редакции 2000 года уточнен основополагающий на то время документ - Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Это позволило выстроить систему национальной безопасности по сферам ее обеспечения, реагировать на возникающие вызовы и угрозы, принимать меры по нейтрализации кризисных ситуаций.

Концепция, представляющая собой политический документ, определила базовые интересы безопасности личности, общества и государства. Впервые принцип обеспечения безопасности личности был поставлен на первое место.

Работа Совета безопасности конца 90-х - начала 2000-х годов концентрировалась на решении первоочередных задач в области военной, оборонно-промышленной, государственной и общественной безопасности, а также на выработке мер по урегулированию кризисных ситуаций как внутри страны, так и в различных регионах мира.

Значительное место в работе Совета безопасности занимали проблемы, связанные с защитой конституционного строя, суверенитета, противодействию международному терроризму и экстремизму, обеспечению безопасности в пограничной сфере. Решение этих вопросов позволило в этот сложный для страны период обеспечить защиту национальных интересов.

Что вызвало необходимость разработки новой Стратегии национальной безопасности?

Николай Патрушев: Изменения, происходящие в мире, переход к многополярности, возникающие проблемы развития страны, усложнение задач обеспечения национальной безопасности потребовали пересмотра существовавших в России на начало XXI века взглядов на само содержание понятия "обеспечение национальной безопасности".

Все более негативное влияние на защиту национальных интересов России стали оказывать попытки силовых подходов в международных отношениях и последствия мирового финансового кризиса. Обострялись противоречия между основными участниками мировой политики, формировались угрозы распространения оружия массового уничтожения, в том числе его возможного использования международными террористами, усилилось глобальное информационное противоборство.

Возросли угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности.

Отчетливо стали проявляться недостаточные темпы перехода к инновационной экономике, проблемы высокого уровня социального расслоения населения, в региональном развитии и повышения эффективности государственного управления.

Все это потребовало нового понимания основ обеспечения национальной безопасности, а именно - четкого определения взаимосвязи и взаимозависимости безопасности и развития. Возникла необходимость формирования новой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, неразрывно связанной с вопросами устойчивого социально-экономического развития страны. Решение этой стратегически значимой задачи стало одной из принципиальных тем в деятельности Совета безопасности.

На основе политических установок президента России разработана Стратегия национальной безопасности России до 2020 года, принятая Советом безопасности и утвержденная Указом Президента от 12 мая 2009 года.

В Стратегии официально закреплена система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющая состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

"Безопасность через развитие" становится ключевым принципом стратегического планирования, суть которого заключается в том, что надежное обеспечение безопасности возможно только через устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Такой подход позволяет задействовать в интересах безопасности личности, общества и государства не только силовые возможности, но и экономический, научно-технический и человеческий потенциал. При этом требуется принятие упреждающих стратегических решений на долгосрочную перспективу.

Скажите, "безопасность через развитие" - это чисто российское ноу-хау, или другие страны его тоже используют?

Николай Патрушев: При разработке проекта Стратегии мы учитывали зарубежный опыт, однако ничего подобного не обнаружили. Тем не менее посчитали, что это актуально и важно. В настоящее время и другие страны придерживаются этого подхода к вопросам обеспечения национальной безопасности, сегодня он получает все более широкое распространение, что подтверждает правильность нашего решения.

Стратегия национальной безопасности США, принятая в 2010 году, не рассматривает военную мощь в качестве основного средства обеспечения национальной безопасности и национальных интересов. Обеспечение национальной безопасности достигается за счет сочетания политико-дипломатических, военных, экономических, идеологических и других мер. Во многом схожие подходы к обеспечению безопасности характерны для Великобритании, где одной из важнейших функций государства является защита интересов граждан, социальных групп, обеспечение их безопасной жизнедеятельности. В документах по обеспечению национальной безопасности Франции эта тенденция также прослеживается.

Какие приоритетные вопросы стоят сейчас перед Советом безопасности?

Николай Патрушев: В последние годы в качестве приоритетных рассматривались проблемы обеспечения международной безопасности и ситуации, складывавшиеся на пространстве СНГ. А также вопросы, связанные с реализацией стратегических национальных приоритетов "государственная и общественная безопасность", "национальная оборона" и "повышение качества жизни российских граждан".

Большое значение придается формированию и реализации региональной политики в России. Сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации и федеральных округов в целом является одной из центральных задач обеспечения национальной безопасности и занимает значительное место в нашей работе.

Сделаны серьезные заделы по созданию современных Вооруженных сил. Новую законодательную базу получили спецслужбы и правоохранительные органы, создана система противодействия терроризму, разработаны и приняты основополагающие документы стратегического планирования: Стратегия национальной безопасности, Закон "О безопасности", Военная доктрина, доктрина продовольственной безопасности, концепция миграционной политики и другие, реализация которых способствует укреплению демократии и политической системы РФ.

За 20 лет Совет безопасности стал надежной опорой главы государства в ходе подготовки решений по основным вопросам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, тесно увязанной с задачами динамичного социально-экономического развития России.

Власть Безопасность Президент Совет Безопасности Интеграция на постсоветском пространстве
Добавьте RG.RU 
в избранные источники