На расчеты наличкой по покупкам, сумма которых превышает 600 тысяч рублей, может быть введен запрет. Такие меры обсуждаются сейчас на экспертном уровне, сказал министр финансов Антон Силуанов.
Такие идеи, как уже писала "РГ", выдвинуты некоторыми участниками межведомственного совета по развитию безналичных расчетов при минфине. Предполагается, что министерство проанализирует их вынесет свой вердикт уже в июне-июле.
Безналичные платежи, пояснил Силуанов, более прозрачны. "Вопрос "серого" бизнеса, теневой экономики во многом связан с функционированием большого количества наличных денег в Российской Федерации", - полагает министр. Он отметил, что, например, в Италии, граждане не могут расплатиться наличными при покупках на сумму свыше тысячи евро.
Впрочем, когда именно могут быть установлены ограничения в России на расчеты наличкой по крупным покупкам, всех ли сделок это коснется, пока непонятно. Скорее всего, под них могут попасть сделки по приобретению жилья, машин, полагают эксперты. Однако некоторые аналитики отмечают, что это может создать неудобства для граждан и даже стать толчком к появлению новых "серых" схем. Так, например, при крупных покупках часто в качестве залога используются наличные деньги, которые вносятся в банковскую ячейку, обращал внимание на "круглом столе" по безналичным расчетам директор департамента наличного денежного обращения Центробанка Александр Юров. При переходе к безналичным расчетам такой возможности не будет.
"Конечно, предложение Минфина будет способствовать снижению роли теневого сектора в экономике. Но одновременно не исключено, что борьба с отмыванием доходов и ожидаемое Минфином повышение прозрачности экономики, как это часто бывает, повлечет за собой и другие последствия", - комментирует заместитель руководителя налоговой практики компании "ФинЭкспертиза" Елена Корнетова. И прогнозирует, что теперь, продавая жилье, граждане, видимо, будут указывать в договоре сумму сделки в пределах 600 тысяч рублей вместо декларируемого ранее миллиона - из-за нежелания платить налог на доходы, тратиться на банковский перевод, обременятЬ себя открытием счетов. "При этом граждан может не испугать и риск неполучения (в случае признания сделки недействительной) существенно меньшей суммы, как не пугает он участников крупных сделок и сейчас", - считает Корнетова. В итоге декларируемая государством цель может быть и не достигнута, и даже возыметь обратный эффект, предупреждает она.