30.05.2012 12:56
    Поделиться

    Тюменский изобретатель самолета-гибрида получил грант Еврокомиссии

    Еврокомиссия выделила грант в размере свыше 700 тысяч евро компании-резиденту Тюменского технопарка, которая с давних пор разрабатывает модель универсального самолета безаэродромного базирования "БЭЛЛА". Экспертный совет ЕК предпочел этот проект десяткам других, заявленных изобретателями всего мира по тематике "Аэрокосмические технологии".

    Универсальный, не знающий мировых аналогов летательный аппарат изобрел в Тюмени доктор технических наук Александр Филимонов 20 с лишним лет назад. Ему удалось создать аппарат-гибрид, который имеет свойства самолета, вертолета, дирижабля и судна на воздушной подушке. Первые испытания прошли в 90-х годах. Самолет, внешне напоминающий летающую тарелку, на глазах многочисленных свидетелей однажды взмыл в воздух с рыхлого снежного поля в окрестностях Тюмени. Разбег был совсем коротким, причем против ветра. По словам летчика-испытателя Бориса Дмитриева, судно вело себя послушно, показало хорошую устойчивость. Правда, полет проходил на крохотной высоте. Большую набирать не стали, поскольку были установлены хилые моторы - на мощные не хватило финансов.

    По утверждению конструктора, машина обладает уникальными возможностями. Для взлета и посадки годна любая более-менее ровная поверхность. В том числе снежное или ледовое поле, какое-нибудь озерцо, даже болото. Нелетная погода также не является помехой. Эксплуатировать машину удобно там, где нет аэродромов, особенно на северных просторах, как для перевозки пассажиров, так и для перемещения грузов. Эффективна она для тушения лесных пожаров, ликвидации природных и техногенных ЧП, патрулирования местности. Другое достоинство - скромный расход топлива: по словам изобретателя, в несколько раз меньше, чем потребляет самый легкий самолет АН-2 - при сопоставимой взлетной массе.

    Изобретение защищено патентами РФ, США и Германии. Масштабная модель натурного аппарата испытана в аэродинамических трубах МАИ. Имеется положительное заключение Сибирского НИИ авиации имени Чаплыгина на разработку легкого самолета безаэродромного базирования. Однажды в приказе Минтранса появилась строка о целесообразности внедрения гибридного дирижабля в серийное производство. Возглавляемая Александром Филимоновым инновационная фирма стала резидентом Тюменского технопарка, выиграла областной грант на создание опытного образца. Однако этих денег было слишком мало. По словам Филимонова, в свое время Пентагон планировал создать аналогичную машину, вложив в нее миллиарды долларов.

    Грант предназначен для экспертной оценки летных возможностей "БЭЛЛЫ" с учетом стандартов Евросоюза. Инновацию презентовали конкурсной комиссии три консалтинговые компании: две немецкие и тюменская. Изобретатель надеется, что теперь удастся изготовить несколько опытных образцов летательного аппарата.

    Поделиться