31.05.2012 15:37
    Поделиться

    "РГ" побывала в гостях у первой в Казани приемной мамы

    Всю жизнь Татьяна Степанова проработала в детском саду. В этом случае говорят, что работа стала вторым домом. Теперь она в буквальном смысле пытается превратить заброшенное дошкольное учреждение в жилой дом для приемных семей.

    Работаю мамой

    Люди, решившие поселиться в столь необычном месте, вовсе не лишились крова. У всех есть квартиры. Просто их жилье не может вместить столько детей, сколько они готовы принять. Так уж вышло, что сердца у них большие, а жилплощадь - не очень.

    Располагается здание в поселке Левченко на окраине Казани. Вообще район этот довольно мрачный, но сама двухэтажка притаилась в уютной роще. В окружении сосен типовой советский детский сад, несмотря на запущенный вид, смотрится симпатично.

    Почти каждый день сюда наведывается Татьяна Степанова - руководитель общественной организации приемных семей Казани "Мы вместе". Семейный дом плоть от плоти ее детище. И взращивала она эту идею вместе с тремя приемными детьми.

    А началось все в 2001 году, когда Татьяна Ивановна решила принять в свою семью двух осиротевших мальчиков.

    - Я первая приемная мама в Казани, - рассказывает женщина. - Мне очень захотелось взять маленьких детей, хотя бы лет пяти-семи. Дочь и внучки у меня к тому моменту выросли. Думаю, есть же возможность, и детей я люблю. Тем более педагог-дошкольник, 24 года проработала в саду. Мы жили в трехкомнатной квартире со свекровью и свекром. Когда я рассказала о своем желании, на меня посмотрели как на сумасшедшую.

    Свекровь сказала, сколько хочешь детей бери, только воспитывай не на нашей территории. И тут у нас в районе умерла мама двух подростков, 15 и 13 лет. Она сильно пила, в квартире был притон. Мне сказали, если хотите, то это единственный шанс взять детей с проживанием на их жилплощади до совершеннолетия.

    Детский сад в подарок

    Так в Казани появилась первая экспериментальная приемная семья. Причем весьма нестандартная. По признанию Татьяны Степановой, ребята были не из легких. Можно представить, каково воспитывать двух подростков из неблагополучной семьи. Труд адский. Но она не пожалела о своем выборе. Более того, через три года Татьяна Ивановна взяла из приюта еще одного ребенка - девятилетнюю девочку. Она тоже росла в пьющей семье.

    К этому времени приемная мама стала подумывать о создании семейного детского дома. В перспективе ей хотелось взять семерых детей. Знала она и о других приемных родителях, которые не прочь были пополнить свои семьи, но не могли себе этого позволить. Все упиралось в жилищный вопрос. Согласно требованиям Роспотребнадзора, на одного ребенка должно приходиться 14 квадратных метров.

    - И тут начальник управления образования Казани предложил мне помещение в детском саду с отдельным входом, - вспоминает Татьяна Степанова. - Но муж эту идею раскритиковал. Какая заведующая потерпит такое соседство? И тогда меня осенило - создать центр приемной семьи, где будет 5-6 квартир, а также разместятся психолог, логопед, юрист. Мы разработали концепцию, я стала пробивать помещение. А в управлении образования сказали, что лично вам никто здание не даст, нужно создать общественную организацию под этот проект. У нас собрался актив, люди зажглись идеей жить под одной крышей. Так возникла организация "Мы вместе".

    Желающим заселиться в семейный дом выдвинули три условия. Это наличие собственного жилья, положительный опыт воспитания приемных детей и желание еще взять ребят. По мнению Татьяны Ивановны, эти пункты не только проясняли цель проекта, но и снимали всякое подозрение в корысти с его участников.

    - А то, знаете, всегда есть люди, которые что-то выискивают, - говорит Татьяна Ивановна. - Мол, вы же деньги за них получаете. Ну так иди, попробуй за 2,5 тысячи рублей поработай с ребенком 24 часа в сутки. Это хорошо смотреть на приемных детей через десять лет. Вот сейчас моей дочке 18 лет, а кто-нибудь может поверить, что она в шесть лет пила и курила?

    После долгих перипетий в 2010 году мэр Казани Ильсур Метшин передал здание бывшего детсада общественной организации по договору безвозмездного пользования. Радости приемных семей не было предела. Но здесь энтузиасты, неискушенные в юридических тонкостях, столкнулись с новой проблемой.

    - Когда стали оформлять все документы, выяснилось, что за коммуналку мы должны платить 100 тысяч рублей в месяц! - возмущается Татьяна Степанова. - Нам как общественной организации выставили промышленный тариф. Но мы-то хотим сделать из здания жилой дом! В земельном комитете мне объяснили, что помещение, переданное по договору безвозмездного пользования, нельзя отдать под жилье. Нет такого закона в Татарстане.

    Я попросила сделать исключение из правил. И началось новое хождение по инстанциям.

    Нам сказали, что надо отделить помещение, которое занимает общественная организация, от жилой площади, и чтобы был свой вход. Мы сделали эскизный проект. Пять раз нам возвращали документы. И, наконец, перевели 1542 квадратных метра в жилой фонд.

    Я верю

    Тем не менее снизить коммунальные платежи пока не получается. Идет судебное разбирательство. И даже если эта проблема разрешится, до новоселья еще далеко. Здание необходимо капитально отремонтировать, перестроить. А это десятки миллионов рублей. Татьяна Ивановна уверена, что найдутся спонсоры. Она неисправимая оптимистка, и планы у нее грандиозные. Помимо квартир она хочет открыть в доме школу приемных родителей. В ней, в частности, будут заниматься профилактикой вторичного сиротства.

    - Хотя статистика хорошая, случаи возврата детей все же есть, - поясняет Татьяна Степанова. - Бывает так, что приемные родители заключают договор на год, но потом его не продлевают. Вроде формально все правильно, но это же скрытый возврат. Как говорит одна приемная мама, когда мы детей взяли из детского дома, они как будто в клетке сидели. А потом вышли из нее, у них крылышки стали расти. А обратно мы не можем их в клетку засунуть, крылья ломаются. Это очень больно.

    Также в семейном доме Татьяна Ивановна мечтает открыть творческую мастерскую и центр адаптации для выпускников детских домов.

    - Ребята выходят из детского дома: квартиры нет или на ней висят огромные долги. Куда пойти? Я хочу, чтобы детки знали, что в нашем доме их всегда ждут. Мы, конечно, всех не в состоянии будем обогреть. Но одновременно здесь смогут проживать восемь человек с наставником.

    А пока, несмотря на разруху, потенциальные жильцы семейного дома отмечают здесь праздники, проводят репетиции перед различными конкурсами. Поддерживать здание в относительном порядке им помогают волонтеры из казанских вузов. Всю зиму студенты чистили крышу от снега, чтобы помещение не затопило.

    - Многие удивляются: как из разрушенного здания можно сделать жилой дом, - смеется Татьяна Ивановна. - А я верю в это. Вот у меня выросли трое детей, старшему сыну 26 лет. Не все у него в жизни получается, но он родил здорового ребенка. И у него есть перед глазами образ семьи! И девочка закончит учиться, выйдет замуж и уже предполагает, что тоже будет брать приемных детей. А ведь когда мы ее взяли, она говорила: "Вырасту, буду дворником или уборщицей. Потому что когда дома денег не будет, я вымою подъезд, мне хлебушек дадут".

    Я смотрю на них и думаю, а ведь еще тридцать ребятишек могут быть такими же счастливыми. У нас есть семья, где пятеро своих детей и четверо приемных. У них нет богатства и большого комфорта, но людей что-то к ним притягивает. Просто там живет любовь. И мы верим, что в нашем доме тоже поселится любовь. Если нам помогут.

    Поделиться