30.05.2012 23:47
    Поделиться

    Машиностроители Южного Урала не готовы к вступлению страны в ВТО

    Вступление России в ВТО может обернуться серьезными проблемами для машиностроения Челябинской области, занимающего второе место в товарной структуре экономики региона и в значительной степени работающего на оборонные заказы.

    Как признал в ходе посвященного этой теме круглого стола председатель комитета по промышленной политике Заксобрания области Андрей Самсонов, комплексная программа развития отрасли, завершившаяся еще в 2005 году, не смогла обеспечить предприятиям уровень модернизации, достаточный для уверенной интеграции в мировую экономику. Сегодня в недрах областного парламента разрабатывается проект нового регионального закона о промышленной политике, в основу которого положены принципы кластерного развития экономики и ставка на технопарки. Над конкретными механизмами защиты промышленников ломают головы и члены специально созданной рабочей группы.

    Впрочем, возможностей "прикрыть" машиностроителей на региональном уровне немного. К примеру, переход на долгосрочный оборонзаказ, позволяющий планировать экономику предприятий хотя бы на 3-5 лет, от региональных властей не зависит. Равно как и рост тарифов естественных монополий, стабильно - по общему заключению промышленников и законодателей - превышающий темп инфляции. Помимо набивших оскомину жалоб на стоимость энергоносителей, отчетливо обозначилась новая проблема - транспортная. В связи с "незаинтересованностью в сотрудничестве", которую демонстрируют железнодорожники, предприятия все чаще приобретают собственный грузовой автотранспорт - хотя бы ради того, чтобы не сорвать выполнение обязательств перед партнерами. К примеру, производимые в Троицке Челябинской области электротехнические компоненты с некоторых пор возят на Украину фурами, а стоимость доставки продукции на Дальний Восток делает потенциальное сотрудничество с тамошними потребителями нерентабельным.

    - Какой инвестор захочет вкладываться в Россию при таких темпах роста тарифов, не говоря уже об изначально высокой себестоимости продукции? -  задает сакраментальный вопрос директор керамического завода Сергей Мостинец.

    - Чтобы выйти на новый уровень качества и производительности, которая у нас в 5-6 раз отстает от европейской, необходимы долгосрочные вложения под низкий процент, - дополняет руководитель электромеханического завода Сергей Никитин. - Но брать кредит под 11-12 процентов годовых предприятиям при рентабельности 5-6 процентов - равносильно самоубийству.

    Промышленники приводят опыт  Чехии, где государство компенсирует предприятиям половину тела кредита на модернизацию, причем полученного под общеевропейские 4 процента годовых.

    В общем, подвел итог дискуссии один из ее участников, ВТО  - это инструмент, придуманный сильными странами для вскрытия рынков слабых стран. Цену интеграции в мировую экономику, раз уж этого не избежать, надо представлять себе трезво. И главной задачей на первом этапе станет удержание собственного рынка.

    Между тем

    Только 100 машиностроительных предприятий Челябинской области из 618 демонстрируют положительную динамику.

    Поделиться