Вчера в Общественной палате прошло обсуждение либерализации политической системы, причем мнения участников разделились очень интересным образом: часть экспертов считает, что она преждевременна и чересчур радикальна, часть считает ее полумерой или вообще имитацией.
Член Центризбиркома Борис Эбзеев заявил, что "взрывное увеличение количества политических партий скажется на формировании работоспособного парламента". По его мнению, однажды взяв курс на управление процессом становления многопартийности, власть уже не должна от него отказываться. "Если те, кто принимал решение, руководствовались естественным, историческим принципом становления многопартийности, это решение можно объяснить. Но я не уверен, что у нас есть два столетия, чтобы двигаться в этом направлении естественным путем", - убежден Эбзеев.
Введение выборности губернаторов, по его мнению, также несколько преждевременно. "Не уверен, что мы для этого созрели, - убежден член ЦИК. - Я боюсь, что люди, которые приватизировали созданное трудом многих поколений 15 лет назад, еще не стали морганами и рокфеллерами в третьем поколении. У меня вопрос: каким образом гарантировать общество от того, что люди, приватизировавшие общую собственность, приватизируют и политическую власть?"
Представитель коммунистов Дарья Митина выразила диаметрально противоположную точку зрения: "Мы, как "Левый фронт", были участниками рабочей группы при президенте по выработке поправок в законодательство. И "Левый фронт" считает реформу имитационным шагом. Мы подали свой пакет поправок, более двух десятков, в итоге получилось так, что те поправки, которые вошли в итоговый документ, не играют роли".
По мнению Митиной, никакой закон сам по себе не сможет побороть произвол чиновников. В качестве примера она привела собственный опыт - "Левый фронт" шесть раз пытался зарегистрироваться в качестве партии, и каждый раз находились претензии к уставу. "После третьего отказа в качестве веселого эксперимента мы переписали устав "Единой России", поменяв название партии на "Левый фронт" и получили несколько листов замечаний", - сообщила Митина.
По ее мнению, для того, чтобы реформу можно было назвать либеральной, необходимо разрешить блокирование и ввести смешанную избирательную систему на думских выборах. "Муниципальные фильтры", по ее мнению, никак не коррелируют с народной поддержкой, и лучшее подтверждение тому - выборы во Франции, где такая система уже работает: Марин ле Пен с большим трудом смогла набрать нужное количество подписей в свою поддержку, но в итоге заняла третье место.
Представитель "Единой России" Александр Шепилов вообще абстрагировался от политической реформы - по его мнению, через 5-6 лет мы будем иметь технологические возможности голосовать по Интернету. В качестве примера он привел Эстонию, где дистанционное волеизъявление работает уже несколько лет. "Это снимет много вопросов, - убежден Шепилов. - Избирательных комиссий не будет. Не будет большинства нарушений избирательного законодательства".
Стоит отметить, что представители принципиально новых политических течений либо не выступали вообще, либо ограничились короткими ремарками. Ольга Башмачникова, заявившаяся в качестве председателя ВПП "Аграрная партия России" сообщила, что просто посидит и послушает. Галина Хавраева, выступившая от лица партии "За женщин России", была немногим более многословна. "Мы не ангажированы, за нами нет ни одного олигарха, у нас нет админресурса!" - сообщила она. "...И будущего у вас тоже нет", - ехидно добавил кто-то из будущих конкурентов женщины-политика.
Материалы с заседания экспертной площадки будут отправлены в Центризбирком, Госдуму, правительство и администрацию президента.