В Москве откроют три выставки, посвященные отечественному авангарду

"Василий Ермилов. 1884-1968". ММАМ, 5 июня - 22 июля.

"Общественный просмотр". Галерея "Ковчег", 18 мая - 1 июля

"Дом, который построил ПРОУН". Галерея "ПРОУН". До 29 июля.

Сразу три выставки, посвященные искусству отечественного авангарда, открыты в Москве. Галерея "Ковчег" вместе с Государственным музеем В. Маяковского, который отмечает 75-летие, устроила "Общественный просмотр", в котором участвуют Кандинский и Малевич, Каменский, Бурлюк, Тырса, Розанова, Ларионов... "Общественный просмотр" демонстрирует богатство традиций "левого искусства", которое отнюдь не исчерпывается гигантской фигурой "агитатора, горлана, главаря" Маяковского.

Галерея "ПРОУН", напротив, на выставке, посвященной пятилетию своей работы, представляет камерный мир авангарда. На первый взгляд, звучит как оксюморон. Авангард, как поэзия, весь "езда в незнаемое", выход в открытый космос социума, стирание границ между искусством и жизнью. Но раз так - то и домашний, приватный мир человека становится предметом внимания художника. "Амазонки рус ского авангарда" Надежда Удальцова и Ольга Розанова не пренебрегали эскизами дамских сумочек. Александр Родченко проектировал мебель для рабочего клуба, который был представлен на Международной выставке в Париже. Лиля Брик самолично вместе с Лилей Яхонтовой в 1920 году шьет занавески для спальни из кусочков дореволюционных ситцев и бархата, словно крестьянка, сшивающая лоскутное одеяло. Мало того - с этими заветными занавесочками она не рассталась до конца жизни, возя за собой их по всей Европе. И темно-пестрые эти занавеси, полочка с медными кофейниками и чайниками из дома Давида Штеренберга, которые сослужили службу не в одном натюрморте, и белоснежный кувшин Льва Юдина (кувшин - одинокий герой висящей рядом копии старой картины), можно увидеть на выставке. Словом, кураторов галереи интересует не только то, как художники меняли мир повседневности, но и проза их собственного бытия.

Наконец, этот домашний мир, где так естественно сходятся бабушкины скатерти, мамин сервиз и старое пальто отца, - идеальное место для встречи авангарда и современного искусства. "ПРОУНа" охотно предоставляют место для нее. И вот в библиотеке портреты русских писателей, написанные Ириной Затуловской на старых зеркалах в деревянных оправах, рифмуются с эскизами обложек детских книжек Бориса Кустодиева и Владимира Лебедева. В прихожей "Сапоги", нарисованные Аней Жёлудь, ведут степенный разговор с "Калошами", написанными Ольгой Розановой. В этих перекличках даже пустяки вроде бы оказываются страшно важны, потому что превращают прошлое из реконструкции в чувственную реальность. И тут одинаково интересны глазастые хлебцы, выпеченные Сергеем Шуховым, и фигурки из фантиков, оберточной фольги, что меж делом сворачивал-вертел-лепил Александр Лабас, любитель дирижаблей и конфет.

А в понедельник в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка Василия Ермилова, друга Хлебникова, иллюстратора его книги "Ладомир", лидера харьковского авангарда 1920-1960-х. Кроме иллюстраций к Хлебникову обещают показать его контррельефы, фотомонтажи, макеты скульптур...