Андрей Максимов: Призвание и призыв - очень похожие слова

Что касается меня, то я - человек мирный. Я хотел бы спокойно делать свое дело, общаться с любимыми людьми и не бороться ни с кем. Но не выходит.

Вот был потрясен, узнав (а точнее, услышав посреди ночи), что буквально в пятистах метрах от Белого дома по пятницам и субботам грохочет открытая дискотека. В три часа ночи в центре Москвы громыхает музыка. Начал борьбу. О результатах непременно сообщу читателям "РГ", потому что мне очень интересно: сколько понадобится времени, чтобы перестали нарушать закон почти у стен нашего Белого дома. Пока похвастаться нечем: глава управы сообщила, что обратилась в милицию. Музыка оказалась сильней. Так что - ждите вестей.

Или вот еще. ЕГЭ. Единая государственная экзекуция. Борюсь долго (и, к счастью, не я один). Толку - не то чтобы даже "ноль", а минус. В том смысле, что теперь вместе с ЕГЭ появились еще три веселые буквы: ГИА.

ГИА наши дети будут сдавать после девятого класса. Суть та же, что ЕГЭ: ставить правильные крестики в правильных местах. Не сдал ГИА - не перешел в десятый класс. В этом - суть. У нас переизбыток людей, которые хотят получить высшее образования только потому, что это престижно. Они идут в вузы исходя из простой логики: а куда ж еще идти после школы? Им не помогли найти призвание. И теперь с ними борются.

ГИА, как я понимаю, должна уменьшить количество людей, попадающих в старшие классы, а, следовательно, в вузы. Кому-то искренно кажется, что чем больше у нас будет людей со средним специальном образованием - тем больше у нас будет специалистов? А то, что не попадание в старший класс искалечит судьбы ребят, которые уже совершили свой выбор и, скажем, будучи ярко выраженными гуманитариями, не смогут "аттестоваться" по математике - это нормально?

Да и вообще нормально ли: принимать столь серьезные решения, не посоветовавшись с обществом? О каком гражданском обществе можно говорить, если решения, касающиеся детей, принимаются без ведома их родителей?

Борьба против дискотеки под открытым небом принципиально отличается от борьбы против ЕГЭ и ГИА. В одном случае есть явное нарушение закона. После одиннадцати вечера шуметь в Москве - значит, нарушать закон. Точка.

Борьба же с ЕГЭ и ГИА - это борьба с тем, как оцениваются знания наших детей. Не с сутью борьба. Не с тем, как эти знания даются, а с тем, как они оцениваются. Борясь много лет с единой государственной экзекуцией, мы совершенно перестали думать о том: а как, собственно говоря, учат наших детей. Удовлетворяет ли общество сама система обучения подрастающего поколения?

Знаете ли вы, например, что большинство школьников убеждены: учиться надо не для себя, а для учителей и родителей? Мы создали такую систему, в которой критерием получения знаний являются не знания как таковые, не то, как они могут пригодиться человеку в жизни, а их оценка. Отдаем ли мы себе отчет в том, что школа - волей-неволей - учит ребенка рабскому подобострастию: хочешь иметь хорошую оценку и не иметь проблем с родителями - сделай так, чтобы учитель тебя полюбил?

Есть хорошие школы, в которых уважают своих учеников. Есть великие учителя. Все так. Я - о другом. Я - о системе. Наша система школьного образования заточена на то, чтобы впихнуть в ребенка как можно больше всякий информации, и ее вовсе не интересует главное: как помочь школьнику найти свое призвание.

Призвание и призыв - это очень похожие слова. Призвание - это то, ради чего Господь призвал человека на Землю. Разве школа помогает маленькому гражданину своей страны это призвание осознать? Мы с какой-то удивительной страстью доказываем, что чем больше впихнуто в голову ребенка разной информации - тем он образованней. Мы по-прежнему эталоном школьника считаем отличника - то есть человека, у которого нет интереса к определенным предметам и он готов тратить время и силы на изучение всего. Мы всерьез не понимаем, что в сегодняшнем мире, перенасыщенном информацией, - некое "общее развитие" - это миф? Что сегодня победить по жизни и в конечном итоге принести больше пользы обществу может только тот, кто сумел выбрать свое призвание, и если угодно, фанатично идти по избранному пути?

Неужели мы не осознаем: невозможно всерьез говорить ни о какой модернизации, если школа воспитывает не свободно мыслящих, творческих людей, а рабов, в ужасе ожидающих ГИА и ЕГЭ? Неужели еще кому-то не ясно, что наше образование нуждается не в изменении экзаменов, а в самом серьезном, глубоком реформировании всей системы как таковой? Что система эта серьезно больна? Что она не направлена на то, чтобы воспитывать граждан XXI века - людей свободно мыслящих, творческих, нашедших свое дело и увлеченных им?

Если мы не научим наших детей любить и получать знания, не научим их мыслить - мы не сможем осуществить никакие, даже самые важные, реформы.

... А вообще-то экзамен - это такая история, которую нельзя закончить раз и навсегда. Все мы сдаем экзамены: и чиновники, которые не могут победить шумную дискотеку практически у стен Белого дома, и министры нового правительства, и президент, и наши дети, и их преподаватели, и каждый из нас - десятки раз на дню.

Важно, чтобы экзамены эти не были бессмысленными и беспощадными - только тогда в них будет прок.