Во время своего первого визита в Европу президент Владимир Путин, успевший посетить за один день сразу Берлин и Париж, был вынужден находиться мыслями на Ближнем Востоке.
После Минска немецкая столица встречала российского лидера напряженно. Если белорусские власти разными способами смогли погасить потенциальную протестную активность в связи с приездом Владимира Путина, то в Германии к мирным пикетам всегда относились спокойно. Редкий приезд российского руководства на немецкую землю обходится без акций протеста.
По традиции, вся гражданская активность проходила напротив резиденции канцлера Германии. Когда перед почетным караулом Меркель появилась вместе с президентом России, протестная волна достигла своего пика. Правда, лозунги слышны были неотчетливо. А когда заиграли гимны двух стран, сквозь них пробивались только звуки свистков.
Владимир Путин протест слышал. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков рассказал, что, когда Путин и Меркель вышли на балкон канцелярии, по одну сторону красочно простирался лес, а с другой было поле, на котором стояли люди с флагами разных государств. "Они что-то кричали. Трудно было понять, что они хотели", - заметил он.
Некоторыми призывами от России требовали смягчить ее позицию по Сирии. В этом они совпадают со многими странами мира, которые выступают за уход сирийского лидера Башара Асада. Вокруг Сирии и развернулись основные переговоры сначала в Германии, а потом во Франции, куда российский лидер направился из Берлина в тот же день.
"У нас нет различий в нашей оценке, - заявила канцлер Германии Ангела Меркель после переговоров с президентом России. - Там ужасная ситуация. Никто не хочет, чтобы там была гражданская война". Все страны вроде бы поддерживают мирный план спецпосланника ООН Кофи Аннана, все делают упор на достижении политического решения конфликта. Но, признала Меркель, есть различия в оценке отдельных моментов пути.
Никаких действий в одностороннем порядке Россия предпринимать не собирается. Москва, пообещал российский лидер, намерена работать в контакте с президентом Асадом, с другими региональными арабскими державами и делать все, чтобы свести конфликт на нет и перейти к политическому решению. "Это требует определенного профессионализма и терпения, - подчеркнул Путин. - Ничего нельзя делать с помощью силы".
Когда речь заходит о силовых действиях в Сирии со стороны конфликтующих сторон, России всегда ставят на вид ее поставки вооружений правящему режиму Асада. "Россия не поставляет таких вооружений, которые могли бы быть использованы в гражданском конфликте", - коротко заявил президент России.
Обсуждение сирийского вопроса продолжилось в Елисейском дворце в Париже. Столица Франции вечером в пятницу, наполненная туристами и отдыхающими, не в пример Берлину выглядела деполитизированной. Но хватало и более жесткой позиции по Сирии президента Франции Франсуа Олланда. Французское общество в своем большинстве ее разделяет: согласно опросам, большинство французов выступают за иностранное военное вмешательство в Сирии.
- Где у нас различаются мнения - по поводу ответственности и по поводу ухода, отстранения от власти Башара Асада, - заявил президент Олланд. - Я считаю, что это предварительное условие для политического переходного периода.
Владимир Путин в ответ предложил посмотреть на проблему, сравнивая с Ливией и Ираком. "Стало там безопаснее и лучше? Куда они движутся? Ответ есть? Пока ни у кого нет, - заметил он. - Поэтому мы предлагаем хотя бы здесь, в Сирии, действовать аккуратно, взвешенно".
- Почему мы думаем, что если мы кого-то из действующего руководства сейчас оттолкнем от власти, то завтра там наступит полное благоденствие? В Ливии что происходит? Мы все знаем, какой тиран был Каддафи. Может быть, - согласился российский лидер. - А вы знаете, что в Сирте происходило после того, как туда боевики вошли? Почему вы об этом не пишете? Там, что, гуманитарная благодать наступила, что ли? Нет.
Слушая Путина, некоторые французские журналисты согласно качали головами.
Значимой темой переговоров в обеих странах, конечно же, стало экономическое сотрудничество. Российского лидера даже ставили в сложное положение, предлагая выбрать, какая из двух стран - Германия или Франция - все же являются приоритетным партнером для нашей страны. Показатели экономического взаимодействия склоняли чашу весов в пользу Берлина. "У нас с Францией оборот 28 миллиардов долларов, с Германией - 72. Разницу чувствуете?" - уточнил Путин. Аналогичная ситуация и по взаимным инвестициям.
Хотя сравнение сотрудничества с Германией и Францией складывается в пользу Берлина, потенциал развития отношений с Парижем огромный. "Выгодно отличает российско-французское сотрудничество в экономической сфере нацеленность на развитие контактов в реальном секторе экономики", - подчеркнул Путин. Развивается партнерство в атомной энергетике, есть планы совместной работы в области электроэнергетики, добычи углеводородов. Французские компании участвуют в создании российских ближнемагистральных и среднемагистральных самолетов. Наконец, в области освоения космоса на ближайшие 15 лет запланированы 14 пусков российских ракетоносителей с космодрома во Французской Гвиане. "Если мы все это будем активно поддерживать, а где нужно и административно сопровождать, безусловно, мы добьемся гораздо больших впечатляющих результатов", - не сомневается Владимир Путин.
Дополнительный импульс партнерству между странами президенты намерены придать уже в следующем году, когда Россию по приглашению Путина посетит Франсуа Олланд.