04.06.2012 17:29
    Поделиться

    В Ярославле выяснили, что мешает развитию туристического потенциала регионов

    В прошлом году в России побывали 2,3 миллиона иностранных туристов, хотя, по оценке Всемирной туристской организации при ООН, наша страна способна ежегодно принимать до 40 миллионов путешественников из-за границы. Когда отечественный турбизнес сможет приблизиться к прогнозным цифрам и что этому мешает? Об этом, в частности, шла речь на прошедшем в Ярославле Международном туристическом форуме Visit Russia.

    Несмотря на нынешние показатели, Россия, по словам замруководителя Федерального агентства по туризму Евгения Писаревского, все равно занимает одно из лидирующих мест в мировой туристской индустрии. Об авторитете страны как туристской державы говорит тот факт, что Ростуризм сегодня - активнейший участник рабочей группы по подготовке глобальной конвенции о защите прав туристов, которая будет принята в 2013 году.

     

    Да и сам генеральный секретарь Всемирной туристской организации господин Талеб Рифаи неоднократно посещал Россию и, со слов Евгения Писаревского, высоко оценил не только ее потенциал, но и те меры, которые предпринимает страна для развития туризма. Для заграницы же россияне - просто подарок: по информации Ростуризма, наши соотечественники ежегодно оставляют за рубежом 32 миллиарда долларов США.

    Однако если рассматривать лишь внутренний туристический рынок, то ясно, что позитивные процессы касаются в основном межрегионального турпотока - в прошлом году он вырос на восемь процентов и достиг 33,3 миллиона человек. Количество иностранцев, выбирающих Россию для отдыха, к сожалению, растет не столь быстро: в 2009 году у нас побывали 2,1 миллиона заграничных путешественников, в 2011 - 2,3 миллиона. И нынешний год, судя по всему, много сюрпризов со знаком "плюс" не преподнесет.

    - К сожалению, накануне 2012 года у нас произошло резкое увеличение тарифов, - отметил советник руководителя Ростуризма Владимир Шаров. - По железнодорожному транспорту рост составил 24 процента на перевозки внутри России и 17 - на зарубежные рейсы в Россию. Авиатарифы выросли на 16-31 процент в зависимости от региона. Автобусные билеты подорожали на 42 процента.

    Но поскольку, по словам эксперта, "2012 год по въездному туризму был "продан" еще в июне-июле 2011 года", отечественные туроператоры вынуждены укладываться в цены, анонсированные зарубежным операторам в прошлом году. И если столичный гостиничный бизнес отреагировал на эту ситуацию с пониманием, снизив стоимость проживания в отелях в некоторых случаях до 40 процентов, то в регионах максимальное удешевление услуг составило 8-10 процентов. А кое-где номера в отелях, наоборот, даже подорожали: к примеру, в Казани они взлетели в цене на 6-10 процентов.

    В результате, по мнению Владимира Шарова, появилась тревожная тенденция: туроператоры стали изымать из клиентских пакетов традиционные объекты экскурсионной программы, переводя их в ранг дополнительных услуг. Это коснулось и въездного, и внутреннего туризма.

    Впрочем, есть все основания полагать, что в недалеком будущем проблема дороговизны отелей благополучно решится.

    - Наконец-то стартовала программа строительства малоэтажных быстровозводимых гостиниц, - сообщил советник руководителя Ростуризма. - Определен город, где начато создание завода модульных конструкций, - это Тверь. Наконец согласованы с рядом компетентных органов все стандарты гостиниц. И надеемся, что с 2013 года первые 12 объектов на основных туристических маршрутах уже будут приняты в эксплуатацию. Этот проект позволит выйти на ту ценовую политику, которая необходима туроператорскому сегменту. Групповой тариф по отелям "три звезды" должен быть в диапазоне 1600-1800 рублей за двухместный номер, "четыре звезды" - 2000-2200 рублей.

    Разбалансированность отрасли - вот главная беда российского туризма, считает гендиректор группы туристических компаний Сергей Зенкин. Взаимосвязь органов управления, туроператорских структур, средств показа, размещения, общепита, транспорта, по его мнению, должна быть намного теснее и продуманнее - только тогда возможен стабильный и заметный эффект.

    Разбалансированность отрасли - вот главная беда российского туризма

    - Один из объективных факторов разбалансированности заложен в самой системе управления туризмом, - говорит Сергей Зенкин. - Кроме того, в одном регионе нашу отрасль относят к сфере культуры, в другом - к бизнесу, в третьем - к спорту. Нет единой вертикали власти, а значит, нет и четкого понимания поставленных задач. Каждый регион действует на свой страх и риск, поэтому очень часто нет единства и связки.

    По мнению эксперта, в регионах по-прежнему игнорируют азбучную истину: сначала надо понять, кто потенциальный клиент того или иного турпроекта, а потом уже начинать его развивать. С этим полностью согласен и коммерческий директор международного познавательного телеканала Александр Елисеев:

    - Ростуризм сейчас стал активнейшим образом продвигаться за рубежом. Мы его медиапартнеры. Но что россияне предлагают рынку? Не изучив и не вникнув, чего хотят, например, немцы, мы начинаем им рассказывать про огурцы и помидоры…

    Отчасти поэтому тех же немцев по России путешествует, прямо скажем, скромное количество. По словам представителя германской консалтинговой компании Кристиана Деттмеринга, ежегодно на отдых за рубеж выезжают около 45 миллионов немцев, и только 347 тысяч из них в 2010-м выбрали Россию. Подавляющее большинство жителей Германии в прошлом году, выбирая место отдыха, в интернет-поисковике искали Москву и Санкт-Петербург. А вот Золотое кольцо немцы в поисковик не "забивают" вообще.

    Кстати, о том, что бренд "Золотое кольцо" утрачивает свои позиции, речь на форуме заходила не раз. По мнению экспертов, регионам, помимо развития еще во многом убогой инфраструктуры, необходимы так называемые якорные объекты. То есть такие новые видовые места, которые могли бы вызвать интерес клиента туроператора и заставить его приехать в Ярославль, Владимир или Суздаль. Одну из таких якорных точек притяжения - курорт мирового уровня - сейчас строят под Переславлем, и есть надежда, что он вдохнет в старейший и красивейший туристический маршрут новую жизнь.

    Известно, что в регионах России, и прежде всего ЦФО, очень существенную часть турпотока составляют москвичи. Но не все представители турбизнеса пока знают и понимают, почему они выбирают тот или иной российский город для своих путешествий.

    - Москвичи едут не в Ярославль, в Кострому или Владимир - они едут из столицы, - привел любопытное мнение директор департамента по взаимодействию с регионами фонда "Центр стратегических разработок" Павел Чистяков. - И в данном случае конкуренцию в борьбе за этих туристов выигрывают те регионы, где есть что-то отличающее их от остальных, где предлагаемый турпродукт быстрее эволюционирует, подстраивается под спрос. Конкуренция очень жесткая.

    В такой ситуации на выручку как раз могла бы прийти системность, о которой упоминал Сергей Зенкин.

    - Надо говорить уже не об отдельных объектах показа, а об их системе, о маршрутной сети, - считает эксперт. - Необходимо объединять точки размещения и объектов показа в единые двух-трехдневные маршруты, которые можно "приклеивать" друг к другу, чтобы предлагать длительные путешествия по региону.

    Поделиться