Госдума готова к окончательному принятию закона о митингах

Госдума намерена уже на этой неделе завершить работу над законопроектом о повышенной ответственности за нарушения в организации и проведении митингов, шествий и других публичных мероприятий.

Как сообщил вчера журналистам спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин, Совет Госдумы подтвердил дату второго чтения законопроекта - 5 июня. А окончательное третье может состояться на пленарном заседании в среду или пятницу. "Я хочу подчеркнуть: цель данного закона - повысить безопасность наших граждан; это запрос общества, это требование времени", - заметил Нарышкин, объясняя безотлагательность рассмотрения и принятия инициативы депутатов "Единой России", которая уже не ограничивается только повышением штрафных санкций и введением обязательных работ для нарушителей правил, установленных для публичных мероприятий. Но и корректирует сами правила. Ко второму чтению Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рассмотрел около 400 поправок к тексту документа, существенно снизив по сравнению с первым чтением размер штрафов. Теперь штрафной максимум составляет уже не полтора миллиона, а миллион. И такое наказание может быть применено только в отношении юридических лиц. Самый высокий штраф для физических лиц за нарушения правил проведения публичных мероприятий - 300 тысяч рублей, то есть более чем в три раза меньше, чем предлагалось в первоначальном варианте. К тому же теперь есть и понятная градация - в зависимости от последствий. Наиболее жесткие санкции будут ожидать тех, чьи действия или бездействие при организации и проведении массовых акций стали причиной ситуации, в результате которой причинен вред здоровью человека.

300 тысяч рублей - такой максимальный штраф грозит гражданам-нарушителям

Второе чтение законопроекта с поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в федеральный закон о митингах, собраниях и иных массовых мероприятиях по решению Совета палаты начнется сегодня в фиксированное время - 16 часов. Как подчеркнул председатель Госдумы Сергей Нарышкин, все парламентские фракции согласились с этим.

В целом же по сравнению с тем, какой вид имела инициатива изначально, документ серьезно изменился. Если сначала это было всего три страницы поправок в Кодекс об административных правонарушениях, то сейчас законопроект разросся до 23 страниц и вносит изменения в 54-й федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Актуальность изменений законодательства в этой сфере, широко и громко обсуждающихся в обществе до сих пор, в Кремле объясняют тем, что публичные мероприятия собирают сегодня по несколько десятков тысяч человек, и главным вопросом становится безопасность граждан и обеспечение правопорядка. "Целью было ни в коем случае не выйти за рамки 31-й статьи Конституции (закрепляет за гражданами право проводить митинги и собрания. - Прим. "РГ")", - подчеркивает источник в администрации президента.

Развитием законодательства считается не только широкий порог штрафов за совершенные правонарушения. При этом источники отмечают, что максимальная планка административного наказания в 1 миллион рублей уже существует в отечественном законодательстве. Документ четко определяет виды возможных правонарушений - если раньше их было всего два, то теперь описано восемь. "Это позволяет нам говорить, что это не аракчеевщина", - заявляет кремлевский источник. В качестве дополнительных доводов приводится законодательный опыт западных стран, где уголовное наказание можно получить уже за то, что надел маску на массовом мероприятии или попробовал пронести за пазухой камень.

Особую ответственность возлагают на организаторов мероприятий, которые, как подчеркивается, будут нести наказание в большинстве случаев лишь тогда, когда в ходе митингов происходят неблагоприятные последствия. Так, за превышение заявленной численности ответственность наступает, если ведет к нарушению общественного порядка. А организаторами станут считать не тех, кто подавал заявку, поскольку, объясняют в администрации президента, часто это бывают третьи лица, а непосредственно массовыми мероприятиями управляют другие люди. К организаторам отнесут тех граждан, кто выполняет непосредственные организационные функции. Выявлять их будет суд.

Придется организаторам, помимо административного наказания, отвечать и за нанесенный в ходе акций материальный ущерб в тех случаях, если они не предприняли мер для прекращения соответствующих действий. И если, например, в ходе так называемой "контрольной прогулки" где-то пострадала пара кустов, то, считает кремлевский источник, это безусловный повод для взыскания ущерба. В связи с этим, правда, призывают не драматизировать ситуацию раньше времени и взывают к разуму - вряд ли суды за кусты станут выписывать административные штрафы на несколько сотен тысяч рублей.

Груз ответственности, который возлагается на организаторов мероприятий, объясняется просто. Сейчас даже в случае правонарушений в ходе массовых акций они, как и участники, могут, "отделаться легким испугом", а получив один раз штраф в несколько сотен тысяч рублей, задумаются о том, как стоит проводить мероприятие в следующий раз.

Отдельным видом наказания станут общественные работы, которые начнут использовать с 1 января 2013 года. Учтены и возможные ситуации, когда граждане будут отказываться от их выполнения - их просто заменят штрафами или арестом в переводе количества выписанных часов работ на деньги или сутки ареста.

В Кремле не спорят, что применение нового законодательства во многом зависит от того, как им будут пользоваться суды, поэтому рассчитывают в перспективе на решение пленума Верховного суда, которое бы установило единообразие в практике применения. Другое дело, что это вопрос не ближайших месяцев - для Верховного суда как раз и потребуется та самая судебная практика.

По-новому законодатель взглянул и на проведение одиночных пикетов. Сейчас расстояние между ними должно быть не менее 20 метров. Но даже в этом случае, отмечает кремлевский источник, если такие многочисленные пикеты объединены одной тематикой, то, по сути, являются массовой публичной акцией. Изначально звучали предложения развести пикеты на сто метров, но остановились на пятидесяти, дав при этом право субъектам Федерации устанавливать свои минимумы.

Регионам же отдано право определять у себя территории и места, где люди смогут собираться по уведомлениям, а право на конкретное место будет иметь тот, кто первым подал на него заявку. Также в субъектах введут список территорий в принципе закрытых для массовых мероприятий, который на местах смогут дополнять самостоятельно. Во всех остальных местах проведение массовых акций возможно, но по согласованию с местной администрацией.

Отказать, подчеркивают в Кремле, местные власти могут только в двух случаях. Во-первых, если с заявкой обращается лицо, которое не имеет на это прав. К ним собираются отнести граждан с неснятой или непогашенной судимостью за умышленные преступления и привлеченных к административной ответственности по статьям, связанным с нарушениями на митингах. Последних законодатель планировал ограничить в праве на год с момента привлечения к ответственности.

"Единороссы" готовы дружно проголосовать за законопроект во втором и в третьем чтении.

"В основу законопроекта положена, прежде всего, идея наведения порядка в этой сфере общественных отношений, и он будет защищать права всех граждан. И тех, кто устраивает митинги и шествия, и всех граждан, чьи права этими митингами могут быть затронуты", - заявил "РГ" член профильного комитета Владимир Поневежский. По его словам, законопроект направлен, прежде всего, "не на ограничение права граждан на проведение протестных акций, митингов, шествий и так далее, и, тем более, не на запрет таких мероприятий". "Эти процессы происходят во всем мире, являются неотъемлемой частью демократического общества и достаточно действенным средством воздействия на власть со стороны граждан. Однако в последнее время этот процесс стал выходить за рамки правового поля. А хаос допускать никак нельзя. Это ни к чему хорошему не приведет и привести не может, - полагает Поневежский. - Есть определенные рамки дозволенного, которые переходить нельзя. Любые отношения должны регулироваться определенными правилами". Депутат отметил, что ко второму чтению понижена верхняя планка штрафных санкций, однако остались обязательные работы, которые будут назначаться судом. Не так важно, где будут трудиться нарушители - санитаром в психбольнице, на уборке улиц или еще где-то. Главное - на благо общества. "Это не лишение свободы, но обязанность возместить долг перед обществом за свои противоправные действия", - уточнил Владимир Поневежский.