Новости

Михаил Бабич, полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе

Пришло время решения масштабных задач. Главные из них - создание 20 млн высокопроизводительных, высокотехнологичных рабочих мест к 2020 году, увеличение к 2018 году объема инвестиций не менее чем до 27%, а производительности труда в полтора раза. Этих показателей невозможно достичь, если не решить проблемы, которые обсуждались на втором международном форуме "Большая химия" в Уфе.

Сегодня в ПФО от уровня развития нефтехимии зависит самочувствие минимум 10 из 14 регионов. В каком направлении двигаться, определяет стратегия социально-экономического развития округа на период до 2020 года. Это прежде всего модернизация действующих и строительство новых крупнотоннажных производств полимеров с улучшенными свойствами. Крупнейшим проектом в этой сфере является создание в Нижнекамске комплекса из нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Это и реконструкция, развитие хлорпотребляющих производств и производства каустической соды. Комплекс по производству поливинилхлорида мощностью 330 тысяч тонн в год и каустической соды с использованием новейших технологий уже появился в городе Кстово Нижегородской области. А развитие Салаватско-Стерлитамакского промышленного узла предприятий нефтехимии и другие проекты, по мнению экспертов, составляют основу программы создания в округе нефтехимического кластера.

Удаленное расстояние от портов приводит к тому, что величина составляющих транспортных расходов в себестоимости продукции не позволяет на равных конкурировать с мировыми производителями. Одним из решений проблемы может стать реализация проекта по строительству железнодорожной магистрали Соликамск - Сыктывкар - Архангельск, соединяющей Приволжье и Урал с портами Белого и Баренцева морей. Проект предполагает строительство более 550 км дополнительных главных путей и трафикацию участка протяженностью более 1600 км, что позволит сократить на 800 км пробег груза с Транссиба до морских портов северо-западной части России. Технико-экономическое обоснование проекта доложено президенту, получено соответствующее одобрение - поручение для дальнейшей проработки органами исполнительной власти. В результате создана рабочая группа на базе двух округов - ПФО и СЗФО.

Еще одна проблема, требующая совместных не только региональных, но и в масштабе округов усилий - строительство трубопровода "Ямал - Поволжье". Вопрос о необходимости его прокладки был поставлен в повестку дня еще год назад, и на втором форуме шла серьезная дискуссия по этой проблеме, высказывались самые разные точки зрения. Тем не менее этот проект имеет очень серьезную перспективу. Он важен для Ямала как для поставщика сырья и крайне важен для регионов ПФО, которые сегодня "задыхаются" без этого сырья.

В результате было подписано соглашение в формате протокола о намерениях между Башкортостаном, Татарстаном и ЯНАО о начале работ по технико-экономическому обоснованию возведения такого объекта. Будет создана соответствующая управляющая компания, разработано ТЭО магистрали и затем представлено в правительство страны.

"Двери" проекта открыты для всех регионов. Теперь перед инициаторами стоит задача рассмотреть вопрос о включении проекта строительства трубопровода в "План развития газо- и нефтехимии России до 2030 года". К необходимости такого шага, кстати, пришли и депутаты Госдумы, рассматривавшие вопрос о строительстве трубопровода на недавних парламентских слушаниях. В своем итоговом документе они рекомендовали правительству и Федеральному Собранию поддержать предложения регионов.

На проблему трубопровода есть разные точки зрения, и у оппонентов имеются свои вполне серьезные аргументы, которые в определенной части вполне убедительны. Но это не значит, что поставленная задача нерешаема. Проблема скорее в том, что различными сторонами и стратегические цели развития видятся по-разному. У конкретных бизнес-структур, крупных нефтехимических компаний могут быть свои интересы, и не всегда они могут коррелировать со стратегическими интересами страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Вспомним, что происходило в отрасли несколько десятков лет назад. При совершенно других условиях, технологиях и ресурсах в стране ежегодно возводилось до полутора тысяч километров трубопроводов в год. Сейчас это кажется даже фантастическим. Тем не менее этот путь пройден.

Экономика ПФО