Министерство сельского хозяйства Пермского края сейчас разрабатывает стратегию развития АПК региона до 2020 года. Основной показатель, которого должен достичь регион в обозримом будущем - почти на 100 процентов обеспечить себя мясом и молоком.
С приходом нового губернатора основные программы, реализуемые в отрасли, сохранятся. Но появятся и новые важные акценты, которые вскоре расставит региональное правительство.
Все последние годы сельскохозяйственная отрасль региона демонстрирует внушительный рост. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2011 году вырос по отношению к показателям 2010 года на 123,4 процента - до 43,7 миллиарда рублей. Для сравнения, еще в 2007 году этот показатель составлял 20,2 миллиарда. По данным краевого минсельхоза, доля эффективных предприятий с 2008 года выросла более чем на 50 процентов - с 89 предприятий до 177. Но за оптимистичными данными Пермьстата скрываются годами копившиеся социальные проблемы сельских территорий, которые с каждым годом все менее привлекательны для жизни.
Губернатор Виктор Басаргин, посетив Коми-Пермяцкий округ и Кунгурский район, был удручен высказываниями молодых людей, планирующих свое будущее.
- В Коми-Пермяцком округе все подростки, с которыми я общался, не намерены оставаться на родине. Все желают получить образование и уехать, - отметил глава региона. - В Кунгурском районе ситуация несколько иная. Молодежь хочет оставаться в родных селах и деревнях, но этому мешает отсутствие социальной инфраструктуры и низкая зарплата молодых специалистов.
Глава Кунгурского района Вадим Лысанов сообщил, что желающих работать в сельском хозяйстве с каждым годом все меньше. Например, в 2011 году в районе получили специальность тракториста всего шесть человек, в этом году их было четверо, а на следующий год планируется обучение всего одного такого специалиста.
Чтобы удержать специалистов на селе, по мнению и.о. председателя правительства Михаила Антонова, необходимо, во-первых, сохранить стимулирующие механизмы господдержки производителей и наладить переработку сельхозпродукции, во-вторых, активнее развивать малые формы хозяйствования на селе, и, в-третьих, больше внимания уделять социальному развитию и инфраструктуре села.
- Мы помогаем эффективным хозяйствам присоединить к себе тех, кто уже не может работать, - отметил и.о. министра сельского хозяйства края Александр Логачев . - В 2010 году произошло 12 таких объединений, в прошлом году - восемь. Также минсельхоз помогает получить субсидии хозяйствам с высокой производительностью и показателями, превышающими среднекраевой уровень. На поддержку таких хозяйств направляется из краевого бюджета порядка 600 миллионов рублей в год.
С 2013 года минсельхоз планирует начать компенсировать затраты на развитие инфраструктуры новых сельхозпредприятий, что должно серьезно повысить их инвестиционную привлекательность. Выплаты за реализацию инвестиционных проектов будут осуществляться в течение трех лет после их запуска.
Что касается развития малых форм хозяйствования, то по итогам конкурсов всем подавшим заявки фермерам будут компенсироваться 30 процентов затрат - но не более миллиона рублей на хозяйство.
Продолжится и программа тиражирования агротехнологий, или агрофраншиз. Это доступный всем вариант вхождения в малый бизнес, и сейчас действуют 15 направлений программы - таких, как выращивание тюльпанов, разведение кроликов и страусов, выращивание чеснока. Пожелавшим купить агрофраншизу бюджет также компенсирует треть затрат.
Новинкой стал запущенный федеральным минсельхозом проект по созданию крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) или семейной фермы, предполагающий выплату гранта полтора или семь миллионов рублей соответственно. Для поддержки начинающих фермеров регион получил из федерального бюджета 45, а семейных ферм - 25 миллионов рублей. При этом крестьянам помогают оформить земельные участки. Новые эффективные фермерские хозяйства могут появиться на базе существующих личных подсобных хозяйств. Но, по оценке минсельхоза, лишь одно из 10 ЛПХ способна вырасти до уровня КФХ.
Стратегия развития сельскохозяйственной отрасли до 2020 года предполагает, что благодаря всем перечисленным формам господдержки поголовье молочного скота увеличится на 20 процентов, и молоком регион обеспечит себя на 97,7 процента.
Но производители молочной продукции жалуются, что владельцы торговых сетей заставляют поставлять товар по низкой цене, даже ниже себестоимости. В итоге на пермских прилавках появляется низкокачественная продукция, например дешевые сорта сметаны и масла со значительным содержанием растительных жиров. Та же ситуация и с поставкой продуктов в детские учреждения. Из-за того, что конкурсы предусматривают закупку для госнужд по минимально возможной цене, в детский рацион попадают низкокачественные продукты. Губернатор пообещал разобраться с этим.
В мясном животноводстве поголовье коров специализированных мясных пород должно вырасти в 14 раз - с 2,3 до 32,6 тысячи голов. Для этого будет использован лимит федеральных средств - 14 миллионов рублей только в 2012 году. Производство мяса всех видов планируется в итоге увеличить с 86,1 до 170 тысяч тонн - более чем в два раза. И регион будет обеспечен этим продуктом на 90 процентов (сейчас уровень самообеспечения - 52 процента).
Правда, как считает глава Кунгурского района Вадим Лысанов, широко рекламируемое разведение мясного крупного рогатого скота сейчас невыгодно хозяйствам: для этого нужны огромные вложения, а результат плохо прогнозируем.
- В своем хозяйстве мы разводим мясную породу скота, - рассказывает Иван Шаравьев, глава хозяйства из Бардымского района. – Но столкнулись с тем, что в Прикамье нет убойных пунктов. Нам негде забивать скот. Мы вынуждены нарушать технологии, и в итоге дорогое, качественное мясо приходится отдавать на производство колбасы.
Что же касается намерения властей увеличить самообеспеченность края зерном с 51 до 62 процентов, то из-за низкого уровня господдержки производителей местным птицефабрикам пока выгоднее покупать зерно в соседних регионах.
Беспокоит местных производителей и земельный вопрос. Сегодня в Прикамье лишь 12 процентов обрабатываемых сельхозугодий (а всего их 930 тысяч гектаров) оформлены в собственность согласно требованиям законодательства.
- В Пермском крае поля стоят несеяные, непаханые, - отметил Виктор Басаргин. – А работать на них нельзя. Вся земля разделена на паи и принадлежит собственникам, которые на ней не работают. Есть техника, есть люди, но нет земли.
Руководители некоторых сельхозпредприятий советуют ему поднять налог на необрабатываемые земли в сто раз, считая, что после этого собственники таких участков сразу начнут сдавать землю в аренду или продавать ее. Пока процесс изъятия неиспользуемых земель идет крайне медленно, и властям, очевидно, придется найти новые рычаги воздействия на нерадивых собственников.
Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:
- Пока в сельской отрасли акцент сделан на поддержке крупных агропромышленных комплексов. Меньше внимания уделяется развитию малых форм и личных подсобных хозяйств. Будем вносить определенные коррективы. Договорились с представителями бизнеса о развитии государственно-частного партнерства: на паритетных началах финансировать развитие инфраструктуры и социальной сферы, чтобы становление бизнеса шло быстрее. Надо поддерживать хозяйства. Однако критерием поддержки будет производство продукции. Мы должны не просто выделить средства на то, чтобы сельхозпредприятие работало, а под конкретную продукцию. Если мы даем какие-то преференции, то должны понимать, какие объемы сельхозпродукции получим. Под это мы готовы увеличивать финансирование.