Новости

5 июня 2012 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 854-р г. Москва

Дата подписания 28 мая 2012 г.
Опубликован 5 июня 2012 г.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы.

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред: текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 3056.


Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
 от 28 мая 2012 г. N 854-р

Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы

I. Общие положения

Настоящая программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 958 "О создании Северо-Кавказского федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе".

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" (далее - университет) создано путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет".

На начальном этапе реализации настоящей программы к университету будут присоединены федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Ставропольский государственный университет" и "Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет".

В дальнейшем к университету могут быть присоединены иные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и научные организации.

Университет станет крупнейшим образовательным учреждением высшего профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа.

Настоящая программа определяет направления политики университета для подготовки высококвалифицированных кадров, реализации научно-инновационных исследований, формирования эффективной системы создания высокотехнологичных разработок, отвечающих запросам экономики Северо-Кавказского федерального округа в долгосрочной перспективе.

Университет будет формироваться как:

уникальное ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающее подготовку квалифицированных кадров для решения задач приоритетных направлений социально-экономического развития округа;

ведущая экспертная площадка для межкультурного диалога в полиэтническом социуме региона и ближнего зарубежья;

значимый фактор снижения этнокультурного напряжения, оптимизации межэтнического и межконфессионального общения, укрепления роли русского языка и русской культуры, формирования у выпускников общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и правовой культуры;

ключевой центр геополитического влияния России через развитие образовательных, научных и культурных связей регионов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, с приграничными государствами.

Настоящая программа учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899, Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1).


II. Стратегические приоритеты и задачи социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и роль университета в их реализации


Приоритетные направления развития и конкретные мероприятия настоящей программы обусловлены необходимостью решения ключевых задач в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом. Инновационное развитие университета должно оказать существенное влияние на социально-экономическую сферу региона по направлениям, определенным в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

В долгосрочной перспективе развитие университета обеспечит решение комплекса проблем, характеризующих современную ситуацию в экономике и социальной сфере Северо-Кавказского федерального округа, главной из которой является отставание ряда ключевых показателей экономического развития большинства регионов округа от средних по Российской Федерации.

Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является полиэтничность, поликультурность и поликонфессиональность населения. Актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа, а также задачи совершенствования этнического и межкультурного диалога, что будет учитываться при подготовке кадров.

Прорыв в экономике Северного Кавказа возможен за счет значительного роста производительности труда на предприятиях Северо-Кавказского федерального округа, совершенствования системы управления хозяйственным комплексом округа, сбалансированного развития административных, технологических и социальных инноваций и практик.

Образовательное, научное, инновационное и культурно-просветительское направления деятельности университета будут организованы, в том числе, путем сетевого взаимодействия с учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, научными организациями, расположенными на территории Северо-Кавказского федерального округа. Научно-образовательный процесс в университете будет строиться с учетом наличия в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, развитой системы профессионального образования.

Для эффективной интеграции университета с системой профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа будут создаваться научно-образовательные центры, научно-исследовательские институты, базовые кафедры и другие подразделения.

Университет станет ключевым элементом научно-образовательного комплекса Северного Кавказа в целом, так как обеспечит эффективный трансфер лучших в России образовательных, научных и инновационных практик, а также интеграцию образовательной и научной деятельности в округе.

Будет развиваться сотрудничество университета с ведущими научными организациями, расположенными на территории Северо-Кавказского федерального округа, в частности с Южным, Дагестанским, Кабардино-Балкарским и Владикавказским научными центрами Российской академии наук, исследовательскими институтами государственных академий наук, Специальной астрофизической обсерваторией Российской академии наук, Кавказской горной обсерваторией Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и другими. Развитие университета предполагает также значительное расширение интеграционных процессов и сотрудничества с ведущими мировыми высшими учебными заведениями, научными организациями, а также с инновационным бизнесом.

Университет обеспечит эффективную кадровую поддержку развития приоритетных отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, в первую очередь в области:

электроэнергетики - специалистами в области альтернативных источников энергии, энергосберегающих технологий, интеллектуальных сетей и гидроэнергетики;
туристско-рекреационного комплекса - специалистами в области рационального использования природных ресурсов, курортологии, создания туристско-рекреационной инфраструктуры, внедрения здоровьесберегающих технологий и разработки туристических продуктов;
промышленности, строительства и индустрии стройматериалов - специалистами в области организации производств, трансферта новейших технологий, обеспечивающих повышение эффективности и производительности труда, создания малых инновационных предприятий;
отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, - специалистами в области пищевой промышленности на основе новых технологий производства, методов селекции, генной инженерии, молекулярной генетики, микробиологии и др.;
биомедицинского и фармацевтического производства - специалистами в области медицинской биохимии, фармации.

В рамках приоритетных направлений развития Северо-Кавказского федерального округа в университете будут формироваться точки роста в научной и научно-инновационной сфере на основе исследований, уже сложившихся в вузах, вошедших в состав университета и получивших российское и мировое признание. В ближайшей перспективе в университете получат приоритетное развитие инновационные научно-образовательные центры мирового уровня в таких областях, как:

нанотехнологии и новые материалы;
биомедицинские и фармацевтические технологии;
биотехнологии пищевых производств и переработки сельскохозяйственной продукции;
аэрокосмические и геоинформационные технологии, территориальное планирование;
нейрокомпьютеры, параллельные и высокопроизводительные вычисления;
комплексная безопасность инфраструктурных объектов и территорий;
гостиничный и туристический сервис;
конфликтология;
кавказоведение, культура и традиции народов Северного Кавказа;
этнодемографические процессы.


III. Цели и задачи развития университета

Стратегической целью университета является формирование человеческого и интеллектуального капитала, способного обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Цель настоящей программы - формирование университета как ведущего научно-образовательного и инновационного центра, обеспечивающего подготовку высокопрофессиональных кадров для хозяйственного комплекса, сферы управления и социально-культурного комплекса Северо-Кавказского федерального округа. Результатом развития университета станет появление на Северном Кавказе конкурентоспособного на образовательном рынке ведущего университета, работающего на принципах единства научных, образовательных, экономических и социальных процессов, служащего процветанию государства и общества, входящего в число лидирующих российских научно-образовательных центров.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

удовлетворение спроса экономики и социальной сферы Северного Кавказа на высокопрофессиональные кадры по востребованным специальностям;
системная модернизация образовательного процесса, развитие дополнительного и послевузовского профессионального образования и сетевого взаимодействия вузов Северо-Кавказского федерального округа;
развитие кадрового потенциала университета, усиление научной и практической компоненты в деятельности профессорско-преподавательского состава и процессе обучения студентов;
привлечение специалистов реального сектора экономики для участия в образовательном процессе и работы в научно-образовательных центрах и лабораториях;
формирование университета как центра консолидирующего влияния на социально-гуманитарную сферу региона и обеспечение его стабильности;
формирование среды, обеспечивающей воспитание молодежи в традициях патриотизма, уважения обычаев и жизненного уклада на территории проживания (обучения), понимание социально-экономических и политических процессов современности и так далее;
системное влияние на социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа;
создание лабораторий и научно-образовательных центров для исследования конфессиональных проблем православия, ислама, буддизма и иудаизма с общефилософских позиций;
формирование инновационного пояса высокотехнологичных предприятий вокруг университета, развитие новых отраслей экономики и высокотехнологичного бизнеса на базе научно-инновационного потенциала университета;
модернизация образовательной, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры;
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне по приоритетным научным направлениям совместно с ведущими российскими и зарубежными научными центрами;
интеграция в международное образовательное и научное пространство;
совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.

Характерной особенностью деятельности университета является высокий уровень полиэтничности обучающихся студентов в условиях многонационального населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Деятельность университета, направленная на обеспечение сбалансированности социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений населения округа, позволит решить задачи по снижению оттока русскоязычного населения из регионов округа, созданию комфортной среды среди многонациональной молодежи, формированию мотиваций и карьерных устремлений молодежи к трудоустройству и проживанию в регионах, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Решение образовательных, научно-инновационных и социокультурных задач Северо-Кавказского федерального округа силами университета станет важным ресурсом укрепления российской государственности на Северном Кавказе, экономической и политической целостности страны.


IV. Приоритетные направления развития университета

Приоритетными направлениями развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы, являются:

развитие промышленности Северо-Кавказского федерального округа, в том числе наносистем и материалов, фундаментальной медицины, биомедицинских и фармацевтических технологий, химических процессов и технологий, пищевых биотехнологий, пищевой безопасности, машиностроения, технологий поиска, разведки, разработки месторождений нефти и газа, их добычи и переработки;

развитие технологической инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа, в том числе обеспечение энергоэффективности, энергосбережения и энергетической безопасности, развитие аэрокосмических и геоинформационных технологий, территориального планирования, информационно-телекоммуникационных технологий, строительных технологий и производства строительных материалов, транспорта и транспортно-логистических систем;

развитие рекреационного потенциала Северо-Кавказского федерального округа, в том числе туризма, гостиничного дела, сервиса и межкультурных коммуникаций, экологии, обеспечение биоразнообразия и рационального природопользования;

развитие социально-гуманитарных и экономических процессов в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе этнокультурных, этносоциальных, этнодемографических и этнополитических процессов, а также социально-гуманитарных технологий, укрепление роли русского языка как государственного и русской культуры, формирование общероссийской идентичности на Северном Кавказе, развитие экономико-финансовых институтов и системы управления Северо-Кавказского федерального округа, обеспечение государственного и правового регулирования экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа, развитие институтов гражданского общества и демократических традиций формирования и функционирования власти.


V. Мероприятия программы


Реализация приоритетных направлений развития университета будет осуществлена на основе согласованных по срокам и результатам мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:

модернизация образовательного процесса;
модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;
развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся;
модернизация инфраструктуры;
совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.
План реализации мероприятий настоящей программы приведен в Приложении N 1.


VI. Ресурсное обеспечение реализации программы

Оценка затрат на реализацию настоящей программы не включает расходы на текущее функционирование университета и предполагает определение объемов финансового обеспечения реализации мероприятий по созданию и развитию университета в размере более 6 миллиардов рублей в 2012 - 2016 годах, в том числе общий планируемый объем финансового обеспечения реализации настоящей программы за счет средств федерального бюджета составит 5 млрд. рублей, из них:

в 2012 - 2014 годах - 1 млрд. рублей ежегодно в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству образования и науки Российской Федерации по целевой статье расходов "Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений" подраздела "Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование";

в 2015 - 2016 годах - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Министерству образования и науки Российской Федерации на образование.

Для реализации настоящей программы, кроме ассигнований федерального бюджета, будут привлечены средства, поступающие в университет в порядке оплаты услуг, работ и продукции, производимых в рамках программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также средства, полученные от всей совокупности собственной, разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, венчурное финансирование, доходы от управления объектами интеллектуальной собственности.

План финансового обеспечения реализации настоящей программы приведен в Приложении N 2.


VII. Этапы реализации программы

Достижение основной цели создания и развития университета и решение задач приоритетных направлений его развития осуществляются в 3 этапа:

I этап (2012 - 2014 годы) - создание университета и реализация структурных изменений, направленных на обеспечение эффективной системы управления, включает в себя:
обеспечение деятельности университета как автономного образовательного учреждения, присоединение федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Ставропольский государственный университет" и "Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет";
формирование новой научно-образовательной структуры университета (институтов и других подразделений), возможное присоединение к университету в дальнейшем других образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций;
создание системы управления реализацией настоящей программы и мониторинга деятельности структурных подразделений и сотрудников университета;
создание единой структуры подготовки бакалавров, специалистов и магистров;
определение перечня инновационных образовательных программ, их разработку и апробацию с учетом потребностей работодателей и на основе развития взаимодействия с образовательной системой Северо-Кавказского федерального округа;
модернизацию научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры университета;
развитие системы студенческого самоуправления, формирование ассоциации выпускников.

II этап (2015 - 2018 годы) - организация всех видов деятельности университета, ориентированная на его развитие как ведущего центра образования и науки Северо-Кавказского федерального округа, включает в себя:

внедрение инновационных образовательных программ с учетом потребностей работодателей;
создание научно-исследовательских институтов, научно-образовательных центров, лабораторий, исследовательских групп, развитие их материально-технической базы;
модернизацию существующих учебно-лабораторных корпусов, общежитий, спортивно-оздоровительных комплексов и др.;
широкое внедрение современных информационных технологий в образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность и управление университетом;
расширение международного сотрудничества с крупнейшими научными и образовательными центрами, а также связей с ведущими вузами и исследовательскими центрами России, привлечение известных российских и зарубежных ученых, развитие академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей;
прохождение университетом государственной аккредитации.

III этап (2019 - 2021 годы) - динамичное развитие университета, являющегося научно-образовательным центром мирового уровня, включает в себя:

вхождение университета в рейтинги высших учебных заведений России;
выход университета на высокий уровень в создании и внедрении инновационной продукции;
обеспечение динамики развития университета преимущественно за счет средств, полученных в результате инновационной деятельности.


VIII. Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации настоящей программы к 2021 году на Северном Кавказе будет создан качественно новый научно-образовательный и инновационный университет, привлекающий талантливых молодых людей, ученых и специалистов, служащий каналом технологического и научного обмена со странами Южного Кавказа, Прикаспийского региона и Ближнего Востока. Университет будет обладать достаточным потенциалом для дальнейшего развития, в том числе за счет участия в решении задач социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом.

Университет к 2021 году достигнет целей настоящей программы, выполнив поставленные задачи. Региональный рынок труда будет насыщен высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями. Участие университета в формировании инновационной инфраструктуры на основе технологических платформ на территории Северо-Кавказского федерального округа и обеспечении технологической модернизации базовых отраслей Северного Кавказа приведет к:

повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет роста производства наукоемкой продукции;
появлению уникальных технологий и продукции;
формированию на базе университета экспертных сообществ по приоритетным отраслям социально-экономического развития региона.

Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне, разработка новых технологий будут иметь следствием:
формирование и признание на мировом уровне не менее 3 ведущих научных школ;
повышение вовлеченности профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, будет способствовать:

организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;
повышению уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
повышению патентно-лицензионной и предпринимательской активности студентов и выпускников.

Участие университета в социокультурном развитии региона будет способствовать:

становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;
обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения;
сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия народов Северного Кавказа.

Основные ожидаемые результаты реализации настоящей программы отражены в целевых показателях оценки эффективности деятельности университета, приведенных в Приложении N 3.


IX. Управление реализацией программы

Система управления реализацией настоящей программы базируется на принципах совместного участия представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и общественности (в форме экспертных советов), открытости и гласности при принятии управленческих решений, а также участия коллектива университета в реализации программных мероприятий.

Руководителем настоящей программы является ректор, который несет персональную ответственность за ее выполнение и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств, а также определяет формы и методы управления ее реализацией.

Коллегиальным органом управления реализацией настоящей программы является совет по развитию университета, в состав которого входят представители органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности. В зоне ответственности совета по развитию университета - рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий, организация проверки их выполнения, а также проверки эффективности расходования средств федерального бюджета и иных средств, направленных на реализацию настоящей программы, подготовка рекомендаций по повышению эффективности реализации настоящей программы, оценка ее результативности, выявление рисков и проблем.

Принятие решений по повышению эффективности осуществления программных мероприятий, а также заслушивание отчетов ректора о ходе и итогах реализации настоящей программы относится к сфере ответственности ученого совета университета.

Кроме того, вопросы реализации настоящей программы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета или попечительского совета университета, рассматриваются указанными советами.

Оперативное управление реализацией настоящей программы по вопросам финансового и материально-технического обеспечения, ведения отчетности, закупочной деятельности осуществляется исполнительной дирекцией настоящей программы, которую возглавляет директор. В состав указанной дирекции входят представители соответствующих профильных подразделений университета. Кроме того, исполнительная дирекция настоящей программы осуществляет непосредственное управление проектами и мероприятиями в рамках проектных групп.

В университете создается система управления проектами, интегрированная в общую систему управления и имеющая комбинированную структуру, включающую линейно-функциональные связи управления проектами, которые реализуются в рамках существующей в университете структуры направлений деятельности, и матричные связи управления, которые реализуются во взаимодействии с институтами и факультетами.

Руководители проектных групп несут ответственность за достижение целей настоящей программы по соответствующей задаче, формируют состав рабочих групп и руководят их деятельностью.

Для повышения эффективности реализации настоящей программы предусматривается проведение регулярного мониторинга ее осуществления. По итогам каждого отчетного года будет организована внешняя экспертиза результатов выполненных проектов с привлечением представителей органов государственной власти и бизнеса. Ход реализации настоящей программы и ключевые проекты будут обсуждаться на заседаниях совета по развитию университета и ученого совета университета.

Прозрачность процесса реализации настоящей программы для общественности обеспечивается публичной отчетностью.