В чем причина курсовых колебаний? Попытаемся оценить отток капитала в мае, который многим видится главным виновником ослабления рубля, ставшего особенно заметным в конце прошлой недели. Однако вот парадокс: восстановление текущего счета платежного баланса за первые 5 месяцев нынешнего года, говорит скорее о том, что отток капитала помесячно снижался. С учетом интервенций ЦБ сальдо счетов капитальных операций за это время составило, по нашей оценке, 44,1 млрд. долл.
Из них порядка 3-4 млрд. долл. пришлось на операции органов госуправления (Минфин в апреле привлек 7 млрд. долл., и, вероятно, не менее 3 - 4 израсходовал на погашение и предоставление внешних займов), и, стало быть, отток капитала частного сектора составил 47-48 млрд. долл. за январь-май. С учетом ранее озвученной цифры оттока за 4 месяца в 42 млрд. долл., отток мая мог ограничиться 5-6 млрд., что является самой низкой величиной с начала года.
Основная причина давления на курс рубля иная - это сильное сжатие текущего счета, которое идет с начала года - сперва из-за сезонного роста импорта, а затем - цены нефти, которая спикировала за 2,5 месяца с максимума в 128,14 долл. за баррель до "дна" в 95,75 4 июня (цены для Dated Brent). В марте-апреле влияние этого снижения на курс рубля нивелировалось сокращением оттока капитала - с 15-12 млрд. долл. в январе-феврале, до 8-7. В мае отток капитала хоть и не вырос, но перестал сокращаться.
Однако за последние полтора дня цена нефти "отжалась" от дна. Сегодня июльский фьючерс торгуется на уровнях, колеблющихся между 98,5 и 99 долл. за баррель, и этот разворот дал импульс перелому в движении курса рубля.
С практической точки зрения это означает, что хотя на закрытии торгов во вторник курс доллара был уже ниже официального, пробив вниз символический рубеж в 33 руб., ожидать быстрого возвращения обменного курса назад не стоит, и, по-видимому, какое-то время он будет оставаться на цифрах, начинающихся с 32, а, возможно, и выше.
При неизменных объемах оттока капитала (сальдо текущего счета) в ВВП, России требуется растущая цена нефти, чтобы поддерживался постоянный реальный курс рубля (из-за снижения отношения физобъемов экспорта к ВВП). И еще более растущая - для подержания номинального курса (в частности, к доллару, поскольку инфляция в РФ выше, чем в США). Так, по грубой прикидке, для удержания курса доллара в 30 рублей к концу 2015 года, при сохранении сальдо текущего счета к ВВП на уровне первого квартала нынешнего года (+6% с учетом сезонной коррекции) потребовалась бы цена нефти в 165 долл. за баррель.