05.06.2012 23:57
    Поделиться

    Дума приняла поправки к закону о митингах после 12-часового обсуждения

    Вчера Госдума приняла поправки к закону о митингах сразу во втором и третьем чтении. Этому предшествовало почти 12-часовое обсуждение законопроекта.

    Парламентское большинство настояло на том, чтобы законопроект об ужесточении наказаний за нарушения правил проведения публичных мероприятий и поведения на них рассматривался на пленарном заседании 5 июня. Хотя фракции КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР требовали отложить второе чтение документа и дружно проголосовали за свое решение - 209 "за". Им не хватило всего 16 голосов, чтобы предложение прошло. Аргументируя позицию трех фракций, либерал-демократ Сергей Иванов заметил, что закон "является предметом совместного ведения, так как речь идет о защите прав человека, а также об обеспечении соответствия законодательства субъекта РФ, Конституции и федерального закона". Поэтому требуется отправить документ на отзыв в регионы. Но "единороссы" не согласились с этим. Председатель Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заметил, что законопроект регулирует только федеративные отношения.

    Это позволяет Госдуме рассматривать документ на пленарном заседании во вторник. А председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов "единоросс" Андрей Исаев, вспомнив трагические события в Новочеркасске, воскликнул, обращаясь уже только к коммунистам: "Вам высокие штрафы за митинги не нравятся? Лучше бы вы тогда штрафовали!"

    По словам Исаева, нам надо извлечь уроки из той истории пятидесятилетней давности. И будущий закон, по словам Исаева, это делает. Он "направлен на защиту людей, он направлен на то, чтобы защитить рядовых участников митинга, защитить тех, кто обязан в силу долга и службы присутствовать на этих митингах и обеспечивать общественную безопасность". "Да, этот закон устанавливает высокие штрафы, - не спорит Исаев. - Эти штрафы должны остановить тех, кто призывает кидаться камнями в полицию, кто пытается использовать людей в качестве пушечного мяса в своей борьбе за власть. Эти штрафы, кстати говоря, должны остановить и тех, кто насильственно пытается согнать людей на митинг, принуждает к участию. Этот закон направлен не на осуждение, а на защиту".

    Единственное, чего с утра добились оппозиционные фракции, - это передвинуть вопрос по повестке с 16 часов на 12.30. "Единороссы" без возражений пошли на эту уступку, потому что и сами были заинтересованы в том, чтобы заняться законопроектом пораньше. В таблице отклоненных значилось почти 360 поправок, и оппозиция не скрывала, что намерена каждую вынести на отдельное голосование.

    Лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов еще перед началом пленарного заседания заявил, что "справороссы" категорически против этого законопроекта и попробуют "максимально затянуть" его второе чтение. "Депутатами нашей фракции подготовлено несколько сот поправок. Мы будем настаивать на том, чтобы каждая поправка рассматривалась отдельно. Мы прекрасно понимаем, что у "Единой России" есть ответные ходы. Но тем не менее такую попытку делаем", - предупредил Миронов.

    Согласно думскому регламенту, процедура отдельного голосования по поправкам предусматривает его обоснование как со стороны автора законопроекта, так и комитета, приговорившего поправку к отклонению. Так что, даже начав рассматривать законопроект с полдня и строго придерживаясь установленного порядка, Дума вынуждена была бы растянуть чтение законопроекта далеко за полночь.

    Подобная перспектива не устраивала и самих депутатов оппозиции. Однако они, вероятно, полагали, что "единороссы" все-таки дрогнут. "Вы же не предложите нам работать ночью?" - с надеждой спрашивали представители меньшинства представителей большинства.

    Однако дрогнул отлученный от фракции "СР" за недисциплинированность депутат Алексей Митрофанов, который сейчас в нижней палате сам по себе. "Не мучьте нас поправками. Дума устала", - обратился Митрофанов к своим бывшим соратникам по партии.

    Председатель профильного комитета Владимир Плигин старался держаться корректно, и прежде, чем депутаты оппозиции открыли счет отдельного голосования, попросил их учесть, что многие поправки из таблицы отклоненных повторяют друг друга, а потому их можно сгруппировать по 40 направлениям.

    "В случае необходимости Госдума готова работать и до двух и до трех часов ночи", - заверил вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Неверов, не исключив, что и на этот раз депутаты могут обсуждать поправки до этого времени.

    "Справороссы" от намеченного плана не отступили и до обеденного перерыва монотонно называли номера поправок. В течение 20 минут Валерий Гартунг, Андрей Руденко, Дмитрий Гудков и Илья Пономарев вынесли на отдельное голосование все свои поправки, рекомендованные профильным комитетом к отклонению. После перерыва "художественное чтение" продолжилось. Теперь уже коммунист Вадим Соловьев медленно, проникновенно и со всеми подробностями, иногда повторяясь, перечислял поправки, которые он хотел бы видеть не отклоненными, а принятыми. "Взгляд через строчки перескакивает", - объяснил соловьевские повторы Сергей Нарышкин, сохраняя терпение. А когда поправки коммуниста иссякли, поблагодарил его за четкость формулировок.

    Но нажим депутатов оппозиции на спикера усилился. Во-первых, они потребовали снять "кольцо блокады" вокруг Госдумы. С утра здесь было выставлено оцепление, которое не пускало к парадному подъезду палаты протестующих против законопроекта граждан. Во-вторых, "справороссы" вновь настойчиво заговорили о переносе рассмотрения законопроекта на другой день, например, на субботу - "ведь ясно, что не успеем сегодня". "Мы вовсе не считаем, что в стране есть пожар, связанный с законом о митингах", - в очередной раз аргументировал необходимость переноса затянувшегося чтения депутат Геннадий Гудков. "А мы тогда прекратим свою "итальянскую забастовку", - пообещал депутат Дмитрий Гудков. И пожалел председателя профильного комитета Владимира Плигина, который несколько часов подряд не сходил с думской трибуны, разъясняя позицию комитета по поправкам, в то время как все остальные депутаты участвовали в дискуссии, не вставая со своих кресел. "А вы присядьте", - разрешил Гудков-младший.

    "Мы, конечно же, все здесь смеемся, хотя ничего смешного нет. Мы должны отдавать себе отчет в том, что сегодня за государственные деньги представители оппозиции устраивают цирк", - возмутился "единоросс" Михаил Маркелов. "Единороссы" проголосовали за ускоренный порядок голосования, но объединить отклоненные поправки в блоки им не удалось. И скорочтения законопроекта не случилось. "Мы действуем по закону. Какие тут могут быть претензии?" - удивился коммунист Сергей Решульский.

    "Цивилизация потратила семь тысяч лет для того, чтобы попробовать воспитать такую категорию, как вежливость. К сожалению, старалась цивилизация иногда, видимо, зря", - откликнулся на очередное оживление и смех в зале Владимир Плигин.

    "Справороссы" надеялись, что заседание закончится, как положено, в 18 часов. И законопроект все-таки придется дочитывать на другом пленарном заседании. Однако председатель Комитета Госдумы по Регламенту Ильдар Габдрахманов объяснил, что если рассмотрение вопроса начато в основное время заседания, то уже в компетенции председательствующего решать, когда оно закончится. И авторы отклоненных поправок вновь и вновь рассказывали, что даже пониженные ко второму чтению штрафы все еще остаются высокими. Что обязательные работы, да тем более бесплатные, недопустимы - они отвлекают студентов, участвующих в митингах, от учебы, а работающих - от исполнения своих основных обязанностей. К тому же обязательные работы как альтернатива штрафу создают "некий коррупционный люфт" для судьи. И если уж их оставлять, то предусмотреть все-таки плату за них в размере МРОТ. Кто-то вообще предлагал вернуть минимальный размер оплаты труда как расчетную величину штрафов. "Справоросс" Андрей Руденко заступился за "людей, которые в масках выходят и пытаются таким образом нарушить правопорядок". "Пусть бы наша полиция все-таки находила разницу между масками", - предложил Руденко, напомнив, что у нас много аллергиков, которые нуждаются в масках. И вдруг кто-то из них просто будет мимо митинга проходить и "попадет под жернова того же ОМОНа"? При этом Руденко уточнил, что "жестко относится к тем лицам, которые в масках с прорезями или специальными шарфами националистическими участвуют в беспорядках, разбивают головы нашим омоновцам, дискредитируя тех мирных граждан, которые выходят на митинги".

    "Пусть хоть чуть-чуть законопроект будет лучше, чем тот, за который нам предлагают проголосовать", - объяснил причину настойчивости депутатов, желающих отдельного голосования для своих поправок, "справоросс" Валерий Зубов.

    Но к восьми вечера Дума действительно устала. Депутаты попросили у спикера перерыва на чай. А вернувшись в зал через 11 минут, попали на политический ликбез. "Справоросс" Илья Пономарев не стал мучить их обоснованием своих поправок, а просто по полминуте вычитывал цитаты из "Руководящих принципов по свободе мирных собраний", подготовленных экспертами БДИПЧ ОБСЕ.

    Еще почти четыре часа депутаты оппозиции оттягивали голосование по законопроекту, пересчитывали присутствующих в зале "единороссов", пугали их тем, что закон не будет считаться легитимным. Но голосование все же состоялось: во втором чтении "за" - 239, "против" - 207. Воздержался - 1. Тут же законопроект был принят и в окончательном третьем чтении. За проголосовал 241 депутат, против - 147.

    Поделиться