05.06.2012 23:05
    Поделиться

    Первым фаворитом "Кинотавра" стал фильм "Рассказы"

    Определился первый безусловный фаворит "Кинотавра": им стал режиссер и писатель Михаил Сегал после премьеры его фильма "Рассказы".

    Известные телеведущие, не имеющие никакого ни прямого, ни косвенного отношения к проекту соответственно, реально никак не заинтересованные в его продвижении и рекламе, агитировали всех знакомых и незнакомых за то, что "Рассказы" Сегала на "Кинотавре" смотреть надо обязательно. Кинокритики и киноведы после пресс-конференции устроили молодому режиссеру овацию. Приехавшие на "Кинотавр" в Сочи актеры пришли в кинозал поддержать своего коллегу, хотя художественных и природно-погодных альтернатив в этот час было предостаточно. Прибавьте к этому полный зрительский восторг, и картинка получится на редкость объективно идиллической - не видела бы фильма, сама бы не поверила.

    "Вы писатель?" - пытали Михаила Сегала журналисты. "Да, писатель", - с глубоким чувством иронического самосознания не возражал режиссер, чья первая книга "Молодость" сейчас лежит на прилавках книжных магазинов за какие-то безумные деньги. - "Великий, русский?" - но этот вопрос остался безответным на пресс-конференции, но только не на показе, на котором Михаил Сегал (правда, лучше сразу запомнить эту фамилию, потому что в кино он явно пришел всерьез и надолго - его кинодебют "Франц и Полина" сразу же объехал международные кинофестивали, а "Мир крепежа" уже завоевывал награду "Кинотавра") демонстрировал чудеса владения всеми жанрами, кроме скучного.

    Как автор сценария и режиссер он объединил в своей картине-альманахе сразу четыре жанра: абсурдистская комедия, социальная сатира, триллер и эротическая комедия. Причем с уровнем юмора, внятностью изложения, сюжетной логикой, густотой повествования и красотой изображения у него настолько все в порядке, что каждая из четырех киноновелл заслуживала стать отдельным полноценным фильмом, претендующим на награду "Кинотавра". Но новые скорости и клиповое сознание подрастающего поколения диктуют свои правила игры, и в том числе и потому все сюжеты в "Рассказах" подаются нон-стопом.

    История вертикали взяток (с Игорем Угольниковым в финале в белых штанах, на белом коне, с томиком Карамзина в руках, который потом меняют на свежий номер "Российской газеты" - sic!, спасибо реквизиторам картины, - и в пейзаже с идеальным изумрудным газоном) перебивается криминальным триллером про старушку-экстрасенса, которая одна способна собой заменить все областные подразделения милиции (оператору картины Эдуарду Мошковичу здесь было где развернуться и дать волю своему воображению). Мистика чередовалась с мелодрамой про седину в бороду (Константину Юшкевичу после этой работы еще долго придется отмываться от тут же прилепившегося к нему титула нашего нового секс-символа). Острая социальная антиутопия (пусть будет так) сменяется спокойным комментаторским лейтмотивом (даже с несколько менторскими интонациями), как рукопись молодого писателя попала в издательство и начала там жить своей жизнью. Причем литературные приключения слов и букв в недрах издательства оказываются не менее увлекательными, чем любовные авантюры с прекрасно сыгранными томными придыханиями и бурными катарсисами в плохо приспособленных для того автомобилях и укромных уголках ресторанов. А в целом же сейчас на "Кинотавре" в связи с Сегалом доминирует мнение: его местами уморительно смешные "Рассказы" на самом деле гораздо серьезнее и глубже, чем они кажутся на первый взгляд. Сам Михаил Сегал, правда, против этого ненастойчиво возражает.

    прямая речь

    Михаил Сегал, режиссер:

    - Серьезности в фильме ровно столько, сколько нужно. Это легкая история. Но вот снобистского взгляда свысока с легким подшучиванием над кем-то или чем-то в картине точно нет. Но это и не комедия - я нигде, по большому счету, не старался специально шутить - это нормальное с лирическим пафосом внутри высказывание. Все сделано осознанно. По-человечески мне кажется, что жанр надо определять одним словом: вот это драма, или комедия, или сказка. А если начинаются прилагательные или сложносочиненные конструкции типа "метафизическая оперетта с переодеваниями", уже что-то не то... Меня другое волновало - я пытался балансировать между тем, чтобы донести в яркой форме мысль внутри каждой новеллы и при этом не скатиться в морализаторство. Я прямо чувствовал, что все может походить на не очень художественный манифест, и старался как можно дальше уйти от морализаторских штук. Ну что там искать 128 смыслов... Киноискусство не должно быть сложным. Мысль или она есть, или ее нет. И для меня всегда острее стоит вопрос не глубины искусства, а силы высказывания. Мне кажется, сила важнее глубины. Нового ничего я не скажу. Но если в фильме вы найдете мысль, которая сработала достаточно сильно, слава богу.

    Поделиться