05.06.2012 23:36
    Поделиться

    Иностранные инвесторы могут отказаться от разработки недр Киргизии

    Изменения в законодательстве республики ставят под вопрос возможность капиталовложений в горнодобывающую отрасль
    То, что в недрах земли киргизской содержится чуть ли не вся таблица Менделеева, знали еще во времена СССР. Но залегают эти сокровища так глубоко, что их добыча тогда вряд ли бы себя оправдала. Сегодня практически все легкодоступные месторождения на планете уже освоены, и взгляд "мировых охотников" за сырьевыми ресурсами обращен к странам с развивающейся экономикой, в чьих подземных кладовых и таятся несметные богатства. Только в мае Киргизию посетили представители нескольких компаний, занимающихся разработкой недр во многих странах мира.

    Некоторое время назад в Бишкеке побывал глава южно-африканской горнодобывающей корпорации, входящей в четверку крупнейших производителей золота в мире. Он встретился с президентом республики Алмазбеком Атамбаевым.

    Страна восходящего солнца также проявляет повышенный интерес к залежам полезных ископаемых на юге страны.

    - Сотрудничество в области разработки и освоения природных ресурсов является стратегическим для Японии и Киргизии. Горные районы Ошской и Баткенской областей богаты минералами. Поэтому мы отслеживаем состояние дорог и уровень энергоснабжения этих районов. Наша страна нуждается в редкоземельных металлах республики, но прежде чем подписывать какие-либо контракты, компании исследуют местный инвестиционный климат, инфраструктуру и законодательство о минеральных ресурсах, - заявил представитель Агентства природных ресурсов и энергетики Японии Юко Ясунага.

    Следующим заметным событием стала встреча заместителя директора Госагентства по геологии и минеральным ресурсам страны Эмиля Осмонбетова с руководством азербайджанской компании, работающей в нефтегазовой, горнодобывающей, телекоммуникационной и строительной областях. Она проявила интерес к крупным месторождениям цветных металлов, нефти, газа и золота республики.

    А представители южно-корейской компании, занимающей третье место в мире по производству стали, заявили о намерении построить в Киргизии магниевый завод.

    Известно, что горная республика не может осваивать собственные месторождения только своими силами. Председатель Ассоциации геологов и горнопромышленников Орозбек Дуйшеев на днях в парламенте рассказал о том, что горнодобывающая отрасль Киргизии находится на грани исчезновения. Он предложил внести изменения в законодательство, чтобы исправить ситуацию.

    Инвесторы также просят гарантий для себя и своих вложений. В частности - четкой трактовки и неукоснительного исполнения законов. Вице-премьер-министр республики Джоомарт Оторбаев на одном из заседаний правительства заявил, что исполнительная власть должна в короткие сроки создать качественную законодательную базу для горнорудной отрасли. Он пообещал усовершенствовать существующие законы, упростить получение земельных участков, создать новые положения о лицензировании и условиях проведения конкурсов на месторождения.

    Но последние поправки в законодательство страны усугубили и без того непростую ситуацию и внесли больше хаоса, чем порядка. Это насторожило не только зарубежных инвесторов, но и отечественных горнодобытчиков.

    На днях бизнес-сообщество страны обнародовало обращение к президенту Алмазбеку Атамбаеву, премьер-министру Омурбеку Бабанову и спикеру парламента Асылбеку Жээнбекову. В обращении прозвучала просьба отменить постановление правительства Киргизии об утверждении Положения о порядке лицензирования и регулирования недропользования. Этот документ, в частности, обязывает компании, которые намерены разрабатывать месторождения с запасами ресурсов, оцененных в 50 и более миллионов долларов, "...создать новое хозяйственное общество с безвозмездной передачей государству от 20 процентов доли".

    Авторы обращения акцентировали внимание руководства страны на том обстоятельстве, что в последнее время непредсказуемо и практически без общественного обсуждения принимаются нормативные правовые акты в сфере недропользования. Законодательные новшества инициируются как кабинетом министров, так и отдельными депутатами. По мнению исполнительного директора Международного делового совета Актилека Тунгатарова, принятие подобных нормативно-правовых актов не отражает стремления правительства создать благоприятный инвестиционный климат для действующих и потенциальных инвесторов. В итоге у последних создается впечатление, что в государстве нет единой политики в сфере недропользования, а также отсутствует координация между исполнительными и законодательными органами власти. Это еще больше усугубляет и без того сложную ситуацию в горнодобывающей отрасли страны.

    Как рассказали "РГ" в Киргизской горной ассоциации, кроме упомянутой безвозмездной передачи государству 20-процент-ной доли в хозсубъекте, значительно усложняется процедура получения лицензий на освоение месторождений. Вместо двухступенчатой системы вводится трехступенчатая, состоящая из поиска, разведки и разработки. При этом нет четкого срока действия прав пользования недрами. На геологоразведку он устанавливается до 10 лет, на разработку месторождения - до 20 лет.

    - Подобная неопределенность открывает широкие возможности для коррупции. Ведь получается, что сроки можно определять кому как заблагорассудится в зависимости от проектных показателей. Много вопросов вызывает и статья о предоставлении информации о недрах. Она обязывает всех лиц, у которых есть такие сведения - вне зависимости от того, являются они недропользователями или нет, - по первому требованию уполномоченного органа передать ее государству. Но как это сделать? Процедура передачи нигде не прописана. Кроме того, одна из статей гласит, что за просрочку уплаты роялти уполномоченный госорган может аннулировать лицензию. На практике это означает, что у недропользователя могут забрать лицензию на разработку месторождения, а это все равно, что забрать завод у машиностроителя. При этом что будет дальше - неясно, поскольку нет гарантии, что инвестор получит лицензию снова, - считает глава ассоциации Орозбек Дуйшеев.

    Валентин Богдецкий, член правления Киргизской горной ассоциации:

    - Принятые поправки запутали и без того сложную ситуацию, и я боюсь, что сегодняшние инвесторы, которые проявляют интерес к разработке наших недр, подумают, прежде чем вложить средства в нашу горнодобывающую отрасль. Следует отметить, что, помимо "Кумтора", все потенциальные геологоразведочные и горнодобывающие проекты до сих пор не запущены. Они являются заложниками различных политических, социальных, а теперь и правовых аспектов.

    Эти месторождения планируется освоить в 2012-2014 годах: Иштамберды (золото), Жамгыр (золото), Бозымчак (золото, медь, серебро и молибден), Насоновское (золото, медь), Кумбель (золото, медь), Кутессай II (редкоземельные металлы, висмут, молибден и серебро), Джеруй (золото), Талдыбулак Левобережный (золото), Куру-Тегерек (золото, серебро, медь), Андаш (золото, медь), Трудовое (олово, вольфрам), Учкошкон (олово), Кенсу (вольфрам и другие металлы),Чаарат (золото и другие металлы), Шамбесай (золото).

    Разработка месторождений в Киргизии требует значительных капиталовложений, в обмен на которые большой бизнес просит гарантировать ему безопасность.

    Поделиться