05.06.2012 23:23
    Поделиться

    Мнение: Я не хочу, чтобы мои дети занимались у учителя-наркомана

    Мнение

     Людмила Айвар, адвокат:

    - Сегодня у нас рабочие места в основном предоставляют частные компании. Собственник вправе устанавливать свои правила игры. То есть если он считает, что у него на предприятии не может работать человек, склонный к употреблению наркотических средств, - это вполне может быть одним из оснований отказа принять на работу.

    Я думаю, тестирование на наркозависимость соискателя должности можно сравнить с испытанием на детекторе лжи, ведь сегодня уже многие работодатели при приеме на работу проверяют будущих работников на склонность к воровству и обману, и ничего унизительного в этом нет. Если я работодатель и беру на работу человека, то почему я не могу предъявить ему определенные критерии, ведь я буду платить ему заработную плату.

    Кроме того, надо понимать, что есть работа, связанная с со сложным технологическим процессом, есть работа, связанная с опасным производством, где ни в коем случае не должны работать неадекватные люди, которые не могут контролировать себя и свою тягу к наркотикам. В противном случае это может привести к серьезным последствиям.

    Нельзя допустить, чтобы неадекватные люди принимались на работу в государственные службы. Там уж точно должно быть обязательное тестирование. Я считаю, что это абсолютно нормально.

    А если учесть, что наша страна борется с наркозависимостью, то такая инициатива очень правильная. Ведь наркотики - это источник разложения общества, разрушения морально-нравственных ориентиров нашего молодого и среднего поколения. Мне кажется, такая инициатива положительно скажется не только на качестве труда работника, но и на здоровье нации.

    С моей точки зрения, те, кто выступает против этого закона, неверно понимают принцип соблюдения прав человека и гражданина.

    По их мнению, мы должны уважать всех граждан нашей страны независимо от их пагубных пристрастий. Ну давайте тогда будем преступникам давать медали, а наркоманов лечить теми средствами, которые они употребляют.

    Мне кажется, чем больше будет запретов с точки зрения возможностей употребления наркотиков, тем скорее общество вылечится от этой гадости.

    Мне нравится эта идея просто потому, что я за здоровую нацию и качественную работу.

    Мне хочется летать на самолетах, которые собирают нормальные люди, а не наркоманы, хочется есть колбасу, которую делают адекватные люди, а не под кайфом. В конце концов, я не хочу, чтобы мои дети занимались у учителя-наркомана.

    Я не знаю, насколько это будет эффективно. Сейчас работу можно найти где угодно, без прохождения тестов. Конечно, это не решит проблему наркомании. Но, может быть, такая мера станет одним из мельчайших элементов, который поможет справиться с этим злом.

    Мнение

    Юлия Петровичева, доцент кафедры гражданского права МГЮА:

    - Трудно высказаться по этому непростому вопросу однозначно. Согласна, проблема наркотизации населения стоит у нас очень остро. Но, думаю, вопрос о состоянии здоровья человека, о его психическом состоянии, о его свободе или несвободе от наркозависимости все же больше носит медицинский характер. А все, что касается таких сведений, - конфиденциальная информация. Право человека на ее закрытость охраняется законом. На ее получение нужно согласие самого человека либо, при наличии существенных обоснований, судебное решение. И 65-я статья Трудового кодекса, перечисляющая документы, необходимые при трудоустройстве, запрещает требовать от человека еще что-то помимо этого. О документе, подтверждающем, что ты не наркоман, там не сказано. Если же обязательность теста на наркотики будет прописана в ТК, конфиденциальная информация фактически станет общедоступной. Это первое, что позволяет относиться к законопроекту с осторожностью.

    Второе. С 1993 года существует перечень специальностей, от которых зависит общественная безопасность: их представители, например летчики, авиадиспетчеры, водители общественного транспорта, проходят обязательные медицинские обследования, в том числе и на предмет употребления наркотиков. А в мае прошлого года правительством утвержден обновленный перечень. В котором, кстати, есть и медицинские, и педагогические специальности - всего в нем обозначены 28 сфер трудовой деятельности. То есть, если будет действовать надежный механизм исполнения этих норм, общество уже будет ограждено от наркомана-авиадиспетчера, или наркомана-полицейского, или наркомана-учителя. И для этого не обязательно менять трудовое законодательство.

    То же можно сказать и про госслужащих, о необходимости тестировать которых на наркозависимость говорят авторы законопроекта. Дело в том, что с декабря 2009 года при устройстве на государственную или муниципальную службу соискатель должности обязан предоставить медсправку формы 001-ГС/у об отсутствии у него психических расстройств и наркозависимости.

    Обязать бизнес требовать от кандидатов на вакантные должности пройти тест на наркотики? Думаю, это будет нелегко. Бизнес живет по законам бизнеса: главное - деловые способности человека, его эффективность для фирмы, умение зарабатывать для нее деньги. И при этом бизнес-работодателю не важно, чем там злоупотребляет его сотрудник в нерабочее время.

    Авторы законопроекта хотят добиться уменьшения наркозависимых в стране, но такими мерами очень тяжелую проблему, имеющую прежде всего медицинский, социальный характер, думаю, все же не решить.

    Поделиться