Новости

06.06.2012 10:10
Рубрика: Экономика

Слабый прием

Для развития делового туризма не хватает "звездных отелей" и профессиональных операторов
Поток деловых туристов на юге России в связи с предстоящим проведением Олимпиады и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года постепенно увеличивается. Насколько готовы гостиничная инфраструктура и организации, специализирующиеся на проведении конгрессных мероприятий, к наплыву бизнес-туристов, выясняли корреспонденты "РГ".

Нет отелей - нет туристов

Волгоградскую область, по оценкам экспертов, в прошлом году посетили около 600 тысяч туристов. Однако при расчете этих данных учитывались все организации, предоставляющие услуги по размещению гостей, в том числе и летние турбазы.

В Волгоградской области насчитывается 46 крупных предприятий индустрии гостеприимства. Опять-таки по приблизительным оценкам, в прошлом году в них останавливались около 80 тысяч человек. Большая часть из них - как раз те самые бизнес-туристы, которые приехали для укрепления деловых, научных или внутрикорпоративных связей.

- О развитии делового туризма в Волгоградской области нельзя говорить до тех пор, пока не появится разветвленная сеть гостиниц с современными конференц-залами, способная одновременно принять до тысячи человек, - считает директор агентства развития туризма Волгоградской области Майя Власова. - Сейчас ее нет. Но, учитывая перспективы проведения в Волгограде чемпионата мира по футболу 2018 года и планы по строительству большого количества отелей, отказываться от развития этого направления нельзя. Деловой туризм начнет развиваться, как только появятся гостиницы.

Например, в прошлом году Волгоград принимал межрегиональную конференцию крупной политической партии. Участников пришлось селить в гостиницы Красноармейского района Волгограда и возить на мероприятия на автобусах. Для тех, кто не знаком с географией Волгограда: в 100-километровом городе, вытянутом вдоль Волги, Красноармейский район - самый южный и наиболее удаленный от центра. Дорога из Красноармейска в центр города на автобусе занимает около 1,5 часа.

Другой фактор, тормозящий развитие делового туризма в Волгоградской области, - несоответствие услуг действующих гостиниц международным стандартам. В прошлом году прошли классификацию девять отелей, еще семь классифицируются до конца года.

- Гостиницы получили классификацию на уровне две и три звезды, - говорит заместитель директора Волгоградского филиала Российской гостиничной ассоциации Оксана Маркова. - Отелей, услуги которых соответствовали бы уровню четыре звезды, в Волгограде просто нет. Есть один шикарный отель, который позиционирует себя как четырехзвездочный. Однако если в номерах на подушках надеты цветные наволочки, а в ванной комнате висит комплект полотенец разных цветов, его услуги не соответствуют международным стандартам.

Лишь к концу 2013 года, если все пойдет по плану, в Волгограде будет построен отель уровня четыре звезды всемирно известного бренда "Хилтон".

Наука гостеприимства

В Ростовской области с отелями и площадками для проведения конгрессов проблем нет. Столица донского края традиционно позиционируется как место проведения масштабных выставочных мероприятий.

По данным донского минэкономразвития, ежегодно в регионе проходит более 500 конгрессов и конференций международного и федерального уровней, свыше 100 специализированных выставок.

Почти половина туристов приезжает на Дон именно с деловыми целями. По данным Ростовстата, 278 тысяч человек, посетивших в прошлом году Ростовскую область, можно смело отнести к деловым туристам. Правда, в этой статистике учтены не только те, кто организованно приехал на выставку или конференцию, но и отдельные бизнес-туристы, указавшие при заселении в гостиницу целью своего визита командировку.

Для развития делового туризма в Ростове-на-Дону за последние годы создана определенная база. Сегодня многие гостиницы имеют все условия, чтобы обеспечить проведение на своей территории семинаров, конференций, деловых встреч и переговоров. Даже в частном отеле на 10-20 номеров гостям предлагают конференц-зал. Многие отельеры проводят реконструкцию своих гостиниц, чтобы выделить помещения под переговорные площадки.

В общей сложности насчитывается около сорока площадок, отвечающих главным требованиям "индустрии встреч".

И тем не менее, с приемом деловых туристов пока еще не все гладко. По словам начальника отдела по туризму областного департамента предпринимательства и инвестиций Инны Шинкиной, если с гостиницами и конгресс-холлами проблем нет, то специалистов, которые могли бы профессионально провести такие бизнес-встречи, явно не хватает.

- В Ростове крайне сложно найти компанию, которая бы грамотно и талантливо провела какое-то серьезное мероприятие с участием гостей из разных регионов. Ведь мало просто встретить и разместить участников форума, нужно продумать его рекламную кампанию, культурную программу для гостей, их максимально комфортное перемещение по городу и множество других важных моментов. А вот операторов, которые предложили бы такой комплексный подход, сегодня как раз не хватает, - добавила Инна Шинкина.

Даже те компании, которые позиционируют себя как организаторы такого рода мероприятий, чаще всего пока ограничиваются сдачей в аренду площадки и заказом гостиничных номеров. Хотя именно комплексный подход позволил бы, с одной стороны, укрепить имидж Ростова как деловой столицы юга, а с другой - спровоцировал бизнес-туристов направить деньги на развитие сферы услуг и развлечений.

Взаимовыгодный союз

На Кубани деловой туризм также считают одним из самых перспективных.

- Бизнес-туризм способствует развитию других видов туризма, - говорит руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя. - Чем больше деловых контактов у региона, чем больше он привлекает внимание деловых кругов, тем выше возможности расширения всего спектра туристических услуг. Проведение бизнес-мероприятий выгодно, в первую очередь, самим предприятиям, поскольку прием делегаций работает на имидж и повышает статус в глазах коллег. Что касается отелей, то проведение форумов и бизнес-конференций в межсезонье помогает им решить вопрос заполнения номеров.

Для развития бизнес-туризма в Краснодарском крае, полагают аналитики, необходимо объединить гостиницы, конгрессно-выставочные компании и объекты инфраструктуры в одну действующую систему. Без этого даже большое количество отелей и высокий уровень сервиса не смогут обеспечить развитие делового туризма.

Например, краснодарские гостиницы развиваются преимущественно за счет выставок, проводимых в кубанской столице. Конгрессно-выставочная деятельность, по расчетам специалистов, приносит городу выгоду, исчисляющуюся 250 миллионами рублей в год, а с учетом мультипликативного эффекта эта сумма может увеличиваться до 16 миллиардов рублей.

Средства размещения, ориентированные на проведение деловых мероприятий, легче пережили трудные времена. Несмотря на сокращение числа отдыхающих, туроператоры и отели, занимающиеся организацией бизнес-мероприятий, понесли наименьшие потери. Ведь основные потребители в сфере делового туризма - крупные корпорации, которые сохранили финансовую устойчивость и не отказались от проведения различных конференций, конгрессов и тренингов.

Комментарии

Владимир Бартеньев, министр экономического развития Ростовской области:

- Сегодня для делового туризма в Ростовской области создана инфраструктура, есть опыт, большой потенциал. Но главное, понимание того, что дальнейшее развитие этого сектора во многом зависит от самого бизнеса и уровня профессионализма специалистов отрасли, в числе которых особое место занимают разработчики идейно-содержательной части конгрессных мероприятий.

Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании:

- Столицами делового туризма пока остаются два города в стране: Москва и Санкт-Петербург. Даже Сочи, где ежегодно проходит международный экономический форум, и уж тем более Краснодар, таковыми не являются. Сегодня в кубанской столице насчитывается чуть более трех процентов от необходимого для такого статуса количества гостиниц. Поэтому, если проводится какой-нибудь всероссийский форум, практически все приличные места размещения оказываются заняты.

Экономика Туризм Филиалы РГ Юг России Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Ростовская область ЮФО Краснодарский край ЮФО Волгоградская область Развитие туризма в России