06.06.2012 09:10
    Поделиться

    Эксперт: Развитие делового туризма в ЮФО тормозит отсутствие гостиниц

    Поток деловых туристов на юге России в связи с предстоящим проведением Олимпиады и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года постепенно увеличивается. Насколько готовы гостиничная инфраструктура и организации, специализирующиеся на проведении конгрессных мероприятий, к наплыву бизнес-туристов, выясняли корреспонденты "РГ".

    Нет отелей - нет туристов

    Волгоградскую область, по оценкам экспертов, в прошлом году посетили около 600 тысяч туристов. Однако при расчете этих данных учитывались все организации, предоставляющие услуги по размещению гостей, в том числе и летние турбазы.

    В Волгоградской области насчитывается 46 крупных предприятий индустрии гостеприимства. Опять-таки по приблизительным оценкам, в прошлом году в них останавливались около 80 тысяч человек. Большая часть из них - как раз те самые бизнес-туристы, которые приехали для укрепления деловых, научных или внутрикорпоративных связей.

    - О развитии делового туризма в Волгоградской области нельзя говорить до тех пор, пока не появится разветвленная сеть гостиниц с современными конференц-залами, способная одновременно принять до тысячи человек, - считает директор агентства развития туризма Волгоградской области Майя Власова. - Сейчас ее нет. Но, учитывая перспективы проведения в Волгограде чемпионата мира по футболу 2018 года и планы по строительству большого количества отелей, отказываться от развития этого направления нельзя. Деловой туризм начнет развиваться, как только появятся гостиницы.

    Например, в прошлом году Волгоград принимал межрегиональную конференцию крупной политической партии. Участников пришлось селить в гостиницы Красноармейского района Волгограда и возить на мероприятия на автобусах. Для тех, кто не знаком с географией Волгограда: в 100-километровом городе, вытянутом вдоль Волги, Красноармейский район - самый южный и наиболее удаленный от центра. Дорога из Красноармейска в центр города на автобусе занимает около 1,5 часа.

    Другой фактор, тормозящий развитие делового туризма в Волгоградской области, - несоответствие услуг действующих гостиниц международным стандартам. В прошлом году прошли классификацию девять отелей, еще семь классифицируются до конца года.

    - Гостиницы получили классификацию на уровне две и три звезды, - говорит заместитель директора Волгоградского филиала Российской гостиничной ассоциации Оксана Маркова. - Отелей, услуги которых соответствовали бы уровню четыре звезды, в Волгограде просто нет. Есть один шикарный отель, который позиционирует себя как четырехзвездочный. Однако если в номерах на подушках надеты цветные наволочки, а в ванной комнате висит комплект полотенец разных цветов, его услуги не соответствуют международным стандартам.

    Лишь к концу 2013 года, если все пойдет по плану, в Волгограде будет построен отель уровня четыре звезды всемирно известного бренда "Хилтон".

    Наука гостеприимства

    В Ростовской области с отелями и площадками для проведения конгрессов проблем нет. Столица донского края традиционно позиционируется как место проведения масштабных выставочных мероприятий.

    По данным донского минэкономразвития, ежегодно в регионе проходит более 500 конгрессов и конференций международного и федерального уровней, свыше 100 специализированных выставок.

    Почти половина туристов приезжает на Дон именно с деловыми целями. По данным Ростовстата, 278 тысяч человек, посетивших в прошлом году Ростовскую область, можно смело отнести к деловым туристам. Правда, в этой статистике учтены не только те, кто организованно приехал на выставку или конференцию, но и отдельные бизнес-туристы, указавшие при заселении в гостиницу целью своего визита командировку.

    Для развития делового туризма в Ростове-на-Дону за последние годы создана определенная база. Сегодня многие гостиницы имеют все условия, чтобы обеспечить проведение на своей территории семинаров, конференций, деловых встреч и переговоров. Даже в частном отеле на 10-20 номеров гостям предлагают конференц-зал. Многие отельеры проводят реконструкцию своих гостиниц, чтобы выделить помещения под переговорные площадки.

    В общей сложности насчитывается около сорока площадок, отвечающих главным требованиям "индустрии встреч".

    И тем не менее, с приемом деловых туристов пока еще не все гладко. По словам начальника отдела по туризму областного департамента предпринимательства и инвестиций Инны Шинкиной, если с гостиницами и конгресс-холлами проблем нет, то специалистов, которые могли бы профессионально провести такие бизнес-встречи, явно не хватает.

    - В Ростове крайне сложно найти компанию, которая бы грамотно и талантливо провела какое-то серьезное мероприятие с участием гостей из разных регионов. Ведь мало просто встретить и разместить участников форума, нужно продумать его рекламную кампанию, культурную программу для гостей, их максимально комфортное перемещение по городу и множество других важных моментов. А вот операторов, которые предложили бы такой комплексный подход, сегодня как раз не хватает, - добавила Инна Шинкина.

    Даже те компании, которые позиционируют себя как организаторы такого рода мероприятий, чаще всего пока ограничиваются сдачей в аренду площадки и заказом гостиничных номеров. Хотя именно комплексный подход позволил бы, с одной стороны, укрепить имидж Ростова как деловой столицы юга, а с другой - спровоцировал бизнес-туристов направить деньги на развитие сферы услуг и развлечений.

    Взаимовыгодный союз

    На Кубани деловой туризм также считают одним из самых перспективных.

    - Бизнес-туризм способствует развитию других видов туризма, - говорит руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя. - Чем больше деловых контактов у региона, чем больше он привлекает внимание деловых кругов, тем выше возможности расширения всего спектра туристических услуг. Проведение бизнес-мероприятий выгодно, в первую очередь, самим предприятиям, поскольку прием делегаций работает на имидж и повышает статус в глазах коллег. Что касается отелей, то проведение форумов и бизнес-конференций в межсезонье помогает им решить вопрос заполнения номеров.

    Для развития бизнес-туризма в Краснодарском крае, полагают аналитики, необходимо объединить гостиницы, конгрессно-выставочные компании и объекты инфраструктуры в одну действующую систему. Без этого даже большое количество отелей и высокий уровень сервиса не смогут обеспечить развитие делового туризма.

    Например, краснодарские гостиницы развиваются преимущественно за счет выставок, проводимых в кубанской столице. Конгрессно-выставочная деятельность, по расчетам специалистов, приносит городу выгоду, исчисляющуюся 250 миллионами рублей в год, а с учетом мультипликативного эффекта эта сумма может увеличиваться до 16 миллиардов рублей.

    Средства размещения, ориентированные на проведение деловых мероприятий, легче пережили трудные времена. Несмотря на сокращение числа отдыхающих, туроператоры и отели, занимающиеся организацией бизнес-мероприятий, понесли наименьшие потери. Ведь основные потребители в сфере делового туризма - крупные корпорации, которые сохранили финансовую устойчивость и не отказались от проведения различных конференций, конгрессов и тренингов.

    Комментарии

    Владимир Бартеньев, министр экономического развития Ростовской области:

    - Сегодня для делового туризма в Ростовской области создана инфраструктура, есть опыт, большой потенциал. Но главное, понимание того, что дальнейшее развитие этого сектора во многом зависит от самого бизнеса и уровня профессионализма специалистов отрасли, в числе которых особое место занимают разработчики идейно-содержательной части конгрессных мероприятий.

    Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании:

    - Столицами делового туризма пока остаются два города в стране: Москва и Санкт-Петербург. Даже Сочи, где ежегодно проходит международный экономический форум, и уж тем более Краснодар, таковыми не являются. Сегодня в кубанской столице насчитывается чуть более трех процентов от необходимого для такого статуса количества гостиниц. Поэтому, если проводится какой-нибудь всероссийский форум, практически все приличные места размещения оказываются заняты.

    Поделиться