Новости

06.06.2012 12:30
Рубрика: Экономика

Развязать морской узел

Реорганизация каспийских портов призвана укрепить позиции российского бизнеса
Астраханский морской транспортный узел в ближайшей перспективе ожидают серьезные перемены. Он станет центром морских портов России в Каспийском бассейне. Централизация позволит усилить портовые мощности и увеличить грузооборот консолидированного морского порта.

В первом квартале текущего года объем грузооборота морского порта Астрахань несколько снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В определенной мере это связано с непростыми условиями зимней навигации, вызванными тяжелой ледовой обстановкой. Однако ухудшение экономических показателей, пусть даже кратковременное, вызывает обеспокоенность федеральных властей.

Недавно в Астрахани прошло совещание по вопросам развития портовых мощностей Каспийского региона. В нем приняли участие руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, представители администрации Астраханской области, контролирующих органов, стивидорных и агентирующих компаний, грузовладельцы. По итогам встречи принято решение создать федеральное государственное учреждение "Администрация морских портов Каспийского бассейна", которое возглавит капитан морского порта Астрахань Магомед Абдулатипов.

Новая структура будет координировать деятельность морского транспортного узла на Каспии. Его филиалы появятся в городах Оля и Махачкала. Напомним, реорганизация морских портов и одновременно государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в Российской Федерации идет с 2011 года. Предусмотрено создание восьми бассейновых администраций морских портов.

По словам Александра Давыденко, организация АМП позволит решить множество проблем. В частности, создать единую систему оповещения и ликвидации аварийных ситуаций и осуществлять эффективные операции по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на море. Государство сможет больше внимания уделять безопасности мореплавания и поддержанию порядка в порту.

- Все эти преобразования направлены на оптимизацию системы государственного управления в целях соблюдения национального законодательства и требований международных договоров торгового мореплавания, - заверил глава Росморречфлота. - Государство стремится повысить конкурентоспособность российских портов. Наша задача - сделать бизнес морских портов инвестиционно привлекательной отраслью.

На совещании в Астрахани в очередной раз встал вопрос о ликвидации некоторых стивидорных организаций, занимающихся перевалкой грузов в областном центре. Представители областных властей сообщили, что в рамках агломерации Астрахани вся береговая часть города будет благоустроена. Это означает, что грузовые причалы будут вынесены из центра города. Два ныне существующих порта перенесут за пределы городской черты. Но куда именно, пока не определено. Окончательное решение должно быть принято после 15 июня, когда состоится общее совещание, на котором будет обсужден вопрос совершенствования функционирования астраханских портовых мощностей.

Процесс переноса портовых мощностей обусловлен, в частности, принятым генеральным планом развития Астрахани. Региональное руководство при этом подчеркивает, что организации, занимающиеся перевалкой грузов, не будут ликвидированы. Речь идет о смене дислокации, чтобы и собственники не потеряли бизнес, и люди были трудоустроены.

Как пояснил корреспонденту "РГ" министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Юрий Махошвили, бизнесменам, которые попадут под сокращение, предлагают, например, работать в порту Оля. Этот порт бурно развивается, в городе возводится современная транспортная инфраструктура. Хотя трудности перевода бизнеса на новое место очевидны.

По словам представителей Росморречфлота, перед российскими портовиками Каспийского региона руководством страны поставлена задача - организовать обработку 30 миллионов тонн груза в год.

- Астраханцам необходимо взять на себя новороссийские, питерские и некоторые иностранные потоки, - считает губернатор Александр Жилкин. - Грузов будет много, и объем перевалки неизбежно возрастет. Все организации, занимающиеся доставкой и перевалкой морских грузов в Астраханской области, должны продемонстрировать свои потенциальные возможности для участия в глобальной программе развития мощностей Каспийского бассейна.

Справка "РГ"

Территория морского порта Астрахань состоит из 40 удаленных друг от друга земельных участков, расположенных в черте города, что делает невозможным их дальнейшее расширение. Совокупный объем грузопереработки в 2011 году составил 4 миллиона 659,6 тысячи тонн. Морской торговый порт Оля способен принимать суда с осадкой до 4,5 метра. В состав первого грузового района входит 19 причалов, в том числе 16 - грузовых, три - для портового и служебно-вспомогательного флота. По завершении строительства первого грузового района порта общая проектная мощность грузовых терминалов составит восемь миллионов тонн.

Экономика Экономика Транспорт Водный транспорт Филиалы РГ Юг России ЮФО Астраханская область Астрахань