Польский суд продлил арест экс-прокурора Подмосковья Игнатенко

Окружной суд города Новы-Сонч продлил временный арест бывшего первого заместителя прокурора Подмосковья Александра Игнатенко, который дожидается решения об экстрадиции в РФ, до 9 октября.

"Суд признал актуальными все обстоятельства, которые принимал во внимание судья, вынося предыдущее решение об аресте Александра Игнатенко. Ну а поскольку глава министерства юстиции до настоящего времени не принял решения относительно экстрадиции, суд продлил арест гражданина России до девятого октября сего года", - сообщил "РГ" представитель суда Богдан Кияк. По его словам, теоретически польское законодательство допускает временное содержание под стражей до двух лет с момента задержания, если суд каждый раз будет продлевать арест. А это время польской стороне, судя по всему, потребуется.

Почему, несмотря на решение суда, согласившегося на выдачу Игнатенко в Россию, экс-прокурор, обвиняемый на родине в мошенничестве и получении взяток на 47 миллионов рублей, до сих пор не передан российскому правосудию? Согласно польскому законодательству, все следственные и судебные процедуры в отношении Игнатенко завершены. Последняя инстанция, министр юстиции Ярослав Говин, скорее политическая. Первого апреля в его ведомстве "РГ" подтвердили, что министр получил материалы дела из Генеральной прокуратуры с рекомендацией принять положительное решение. Ожидалось, что судьба Игнатенко решится не позднее середины мая. Но процесс застопорился.

Как стало известно "РГ", в министерстве юстиции решили не принимать окончательного решения, не посоветовавшись с польскими правозащитниками, в частности с экспертами Хельсинкского фонда по правам человека. А те с самого начала дела об экстрадиции призывали отказать в выдаче Игнатенко в РФ. Подготовивший "мнения" фонда юрист Яцек Бьялас сообщил "РГ", что, как правило, за правовой оценкой в фонд обращается представитель суда или адвокат обвиняемого. Но в случае с прокурором Игнатенко правозащитники сами обратились к его адвокату Марчину Левчаку с предложением подготовить такой документ. С мнением Хельсинкского фонда, что в деле экс-прокурора есть политическая подоплека и что на родине ему не гарантировано соблюдение его гражданских прав, не согласились ни в феврале, когда суд в Новы-Сонче счел возможной экстрадицию Александра Игнатенко в Россию, ни в марте, когда апелляционный суд в Кракове отклонил кассацию польского адвоката экс-прокурора Подмосковья и оставил его под временным арестом до июня. Тогда в правозащитной организации подготовили еще одно письмо. Следующий документ был направлен в министерство юстиции. В нем говорилось о том, что в случае принятия министром положительного решения Хельсинкский фонд просит рассмотреть возможность обращения к властям РФ с просьбой "о дополнительных гарантиях безопасности, таких как возможность посещений Игнатенко в ходе следствия польскими дипломатами и обеспечения возможности следить за его процессом, если он будет проходить в закрытом режиме". Но в министерстве юстиции Польши поступили по-своему. Заместитель главы этого ведомства Михал Круликовский, отвечающий за международные контакты, направил в конце мая письмо главе российского Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой предоставить письменные гарантии юридической защиты для Игнатенко, неприменения к нему пыток и смертной казни. "Мы пока не получили ответ и поэтому заморозили процесс принятия решения. Как только письмо поступит, мы проанализируем его содержание", - сказал Круликовский журналистам. Однако, по мнению экспертов, Россия, как и другие государства, не предоставляет такого рода письменные гарантии, поскольку считается, что соблюдение прав человека и гражданина в дополнительных, письменных подтверждениях не нуждается. А посему дело о выдаче Александра Игнатенко может затянуться надолго.

Между тем

В "мнении" Хельсинкского фонда, направленном министру юстиции, речь также шла о том, что, если Ярослав Говин откажет в экстрадиции экс-прокурора Подмосковья в РФ, того, согласно статье 110 польского уголовного кодекса, можно будет привлечь к суду в Польше. Как подтвердил "РГ" специализирующийся на такого рода делах адвокат Лукаш Хойняк, это возможно. "Решение министра о невыдаче в Россию не означает признания невиновности и не дает иммунитет", - сказал он. При определенных условиях польский уголовный кодекс предусматривает такую возможность в отношении гражданина другого государства, который находится на территории Польши, а решение о его выдаче не принято.