06.06.2012 23:11
    Рубрика:

    Фильм Василия Сигарева "Жить" показали на "Кинотавре"

    На "Кинотавре" показали новый фильм Василия Сигарева

    На третий день конкурсной программы "Кинотавра" с позитивом на экране было решительно покончено.

    И хотя в афише стояло жизнеутверждающее название - "Жить", фамилия режиссера и автора сценария фильма Василия Сигарева не оставляла никакой надежды на то, что мрачнее и безысходнее по настроению в принципе вообще можно придумать (если на минуту забыть про творчество Балабанова и Валерии Гай Германики).

    Больше всего народу из зала ушло за первые три дня фестиваля на фильме Василия Сигарева. И в то же самое время, вероятнее всего, один из призов "Кинотавра", если не все главные, как это однажды уже было в Сочи, опять получит именно Сигарев. Со времен его "Волчка", пережившего настоящий наградной триумф на "Кинотавре", который картине устроило жюри под председательством Сергея Сельянова, Сигарев остался верен себе - чего-чего, а жить после его картин хочется меньше всего. Драматург и театральный режиссер, ученик Николая Коляды (чернушное отношение к жизни, думается, еще оттуда - родом из екатеринбургской мастерской Коляды), автор восемнадцати собственных пьес и обладатель множества литературных, театральных премий и пока нескольких кинематографических, он еще более окреп и возмужал профессионально, и научился, кажется, контролировать свои гневные порывы и не переносить фрагменты действия своих фильмов в реальную, по крайней мере, фестивальную жизнь. И еще, что не осталось незамеченным, - "поднаторел" в общении с прессой и натренировался не реагировать на провокации типа: почему вы снимаете все так, чтобы вызвать желание у публики пойти после сеанса и массово самоудавиться? "Я отвечать на глупые вопросы не готовился", - парировал режиссер, а потом безотказно объяснялся перед телекамерами на те же самые темы и их незначительные интерпретации.

    Но те, у кого из гостей фестиваля и аккредитованных журналистов нервы были крепче, а глаз "насмотреннее" на ведра крови, полуразложившиеся трупы детей, жесточайшие драки в электричках и истерики до сумасшествия на кладбищах, за свои психологические травмы, полученные при просмотре фильма Сигарева, получили очень серьезную и значительную художественную компенсацию.

    По силе воздействия, и не только разрушительного, уже сейчас, несмотря на то, что впереди на фестивале еще три дня и три киноночи, можно с уверенностью констатировать: "Жить" войдет в историю 23-го "Кинотавра", и не только, как один из самых мощных фильмов, созданных режиссерами из молодого поколения "новой волны".

    ...Мальчик теряет отца (тот покончил жизнь самоубийством - утопился). Мать хоронит двоих маленьких дочерей (автокатастрофа, великое горе). На глазах девушки, в день их венчания, на обратной дороге в электричке забивают до смерти ее мужа. После таких трагедий дышать дальше, ходить по земле, продолжать есть, пить и разговаривать оказывается выше человеческих возможностей: мальчик сбегает к отцу на кладбище, девушка вскрывает себе вены, женщина, потерявшая детей, раскапывает могилы, забирает тела дочек, теряет рассудок и начинает в своем больном воображении жить с ними по нормальному распорядку: купание, кормление, игра в куклы, сон... Дальше - милиция, скорая психиатрическая помощь, открытый газовый баллон, спички, взрыв, конец... Но мертвые, оказывается, всегда приходят на помощь живым. Причем показывается это не в стилистике фильмов ужасов, а в духе самого что ни на есть бытового реализма. Ведь фильм снимали так и за тем, чтобы люди, пережившие трагедию потери самых близких, увидели, - об их боли знают. И чтобы они дальше жили.

    прямая речь

    Василий Сигарев, режиссер, драматург, сценарист:

    - Самая большая трагедия - это когда человек теряет самых близких людей. Для меня это Апокалипсис, а не когда земля гибнет и жизнь всего человечества прекращается. "Жить" это и есть фильм про Апокалипсис, только камерный, человеческий, который случается в мире каждые семь секунд... В основу сценария частично лег мой личный опыт. Главный вопрос фильма я задал себе, когда мне было еще лет двенадцать, - я случайно попал на похороны двоих детей-братьев и увидел там женщину - их мать... Некоторые эпизоды из фильма в прессе определили как "некросимволизм"... Кто касается терминов, вообще я не сторонник натурализма. У меня он не вызывает никаких эмоций. Образ работает гораздо сильнее. Но и что-то стыдливо прятать мне не нравится. Нужен художественный баланс...