Сейчас, согласно сложившейся практике, люди, запоздавшие с продлением лицензии на нарезное охотничье оружие, пожизненно лишаются права его иметь. Согласно статье 13 Федерального закона "Об оружии", право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют граждане "при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия". Срок давности по совершенным правонарушениям закон не устанавливает. По мнению заявителей из Ульяновской области Григория Белокриницкого и Василия Тетерина, такой закон несоразмерно ограничивает их права и ставит в неравное положение по сравнению с лицами со снятой или погашенной судимостью, которые, по их мнению, таким ограничениям не подвергаются.
По мнению юриста Георгия Буранова, представляющего в КС РФ интересы заявителей, сложившееся положение дел нарушает декларированный в Конституции РФ принцип равенства граждан перед законом и судом. В Уголовном кодексе, к примеру, есть понятие "лицо, впервые совершившее преступление", и оно распространяется даже на лиц со снятой и погашенной судимостью. В свою очередь, сроки снятия и погашения в законе также прописаны. В кодексе об административных правонарушениях закреплено положение о том, что гражданин считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
- Между тем в Законе "Об оружии" устанавливается только требование не иметь нарушений и не сказано, в течение какого срока, - поясняет юрист, - поэтому в правоприменительной практике отказ в продлении лицензии, лишение права владеть нарезным оружием становится бессрочным.
При этом, по мнению Буранова и заявителей, запрет на владение именно нарезным охотничьим оружием является неоправданно жестким. В том же ФЗ "Об оружии" указано, что гражданин имеет право иметь пять нарезных "стволов", но только две единицы оружия "ограниченного поражения", то есть травматического. В то же время в России практически неизвестны случаи совершения преступлений с использованием легального нарезного оружия, а вот преступления с использованием "травматики" совершаются регулярно.
Конституционный суд огласит свое решение примерно через месяц.