Как ожидается, к концу этого года пойдет бетон в основание второй очереди Тяньваньской АЭС, которая построена по российскому проекту на берегу Желтого моря в провинции Цзянсу и теперь с участием России расширяется. А еще раньше, по словам главы "Росатома" Сергея Кириенко, будут начаты предметные консультации в отношении другого инновационного продукта российских атомщиков - промышленного реактора на быстрых нейтронах.
Такого типа энергоблоков на действующих атомных станциях в Китае пока нет, но экспериментальный (и в определенном смысле - демонстрационный) реактор CEFR российские атомщики уже смонтировали и запустили на территории Института атомной энергии в окрестностях Пекина ("Быстрые нейтроны уже в Поднебесной" - "РГ", 09.06.2009 г.). И вот - новый шаг, подтверждающий ранее избранную стратегию развития атомной энергетики у себя в стране: тепловые реакторы - реакторы на быстрых нейтронах - термоядерный реактор.
В ходе нынешнего визита российской делегации в Китай "обсуждалась возможность сооружения реактора на быстрых нейтронах - не исследовательского, а полномасштабного", пояснил Сергей Кириенко. Такой реактор и в России пока всего один - БН-600 на Белоярской АЭС, там же строится аналогичный, но более мощный БН-800. А на очереди - Китай. По словам Кириенко, "уже этим летом хозяйствующие субъекты могут подписать соответствующие протоколы на первые этапы проработки".
Что касается традиционных энергетических реакторов, в которых ядра урана-235 делятся так называемыми тепловыми (медленными) нейтронами, то они и в Китае давно переместились из сугубо научной сферы в область коммерческой эксплуатации. И хотя доля атомной генерации в общем энергобалансе Китая пока невелика - в пределах одного процента, - период ученичества, когда китайцы строили первые АЭС по французским, канадским, российским проектам, быстро проходит.
На уже действующей с 2009 года Тяньваньской АЭС, которую называют не иначе как "показательным объектом российско-китайского сотрудничества", мы примем участие в сооружении 3-го и 4-го энергоблоков. Причем в отличие от первой очереди этой станции сейчас значительная часть оборудования будет произведена и поставлена китайскими предприятиями. За российскими подрядчиками осталось "сердце" АЭС, так называемый "ядерный остров" - реакторные установки с системами управления и безопасности.
Всего на площадке Таньваньской АЭС может быть построено до восьми энергоблоков, напомнил журналистам Сергей Кириенко. А подписанный в Китае дополнительный протокол к межправительственному соглашению распространяет на третий и четвертый блоки те договоренности и правила, что были в свое время согласованы для первых двух. По словам Кириенко, это определенные преференции для ввоза российского оборудования и соответствующие инвестиционные условия - в частности, "распространение условий по государственному кредиту". Хотя вполне возможно, что российский кредит и не понадобится Китаю для сооружения второй очереди ТАЭС. "Китайские партнеры все реже хотят воспользоваться льготным государственным кредитом - у них есть свои неплохие возможности, - заключил глава "Росатома".
Другим важным итогом называют подписанную в Пекине "дорожную карту" взаимодействия "Росатома" и Агентства по атомной энергии Китая. Она объединила все двусторонние проекты не только по строительству АЭС, но и по разработке топлива, переработке ОЯТ, ядерные программы для космоса. В результате "стали понятны планы не на один-два года, а на довольно длительную перспективу", что делает такое сотрудничество более предсказуемым и продуктивным.