06.06.2012 23:55
    Поделиться

    Игорь Манылов: Без молодежного крыла АЮР лететь уже не может

    Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
    Ассоциация юристов России стала ныне влиятельным игроком на правовом и общественном поле.

    О том, каковы перспективы роста этого юридического объединения, член президиума АЮР Михаил Барщевский беседует с председателем правления Ассоциации юристов России Игорем Маныловым.

    Три уровня влияния

    Михаил Барщевский: В начале года состоялся съезд АЮР, который подвел итоги трехлетия и наметил очередные цели и задачи. Что можно ожидать от ассоциации к 2015 году? Какие количественные и качественные изменения могут произойти?

    Игорь Манылов: Перед нами сохраняется задача привлечь в организацию максимум юристов. И поскольку в начале прошедшего трехлетнего цикла в ассоциации насчитывалось 3,5 тысячи членов, а сейчас их более 20 тысяч, думаю, как минимум можно ожидать удвоения членства в наших рядах. Также планируется полностью перейти на трехуровневую систему - уже сейчас мы приступили к формированию местных отделений в дополнение к федеральным и областным.

    С качественной точки зрения наступает новый этап. Период организационного становления завершился. Везде созданы территориальные отделения, советы, работает молодежное крыло, функционируют телевизионный канал и газета. Было запущено много новых проектов, уже в этом году мы открыли Дискуссионный клуб. Заработала система оценки юридического образования. То есть мы стали полноправным участником всех процессов, связанных с развитием правовой системы.

    Барщевский: На съезде было зачитано Послание его участникам тогда еще президента Медведева, а, кажется, Сергеем Вадимовичем Степашиным было объявлено, что Дмитрий Анатольевич встретится с активом ассоциации в ближайшее время. Недавно он принял участие в пленарном заседании Второго международного юридического форума в Санкт-Петербурге, но можно ли считать, что в полной мере сдержал слово? Когда Ассоциацию юристов наверху заметят?

    Манылов: Пока у меня данных по такой встрече нет, но уверен, что она обязательно состоится. Новый председатель правительства всегда подчеркивает свою принадлежность к нашей профессии. Даже на недавнем совещании по животноводству в Брянске он заметил, что всегда формулирует свою позицию как юрист. Поэтому, я думаю, обещанная встреча не за горами.

    Молодежь встает на крыло

    Барщевский: Какие проблемы Ассоциации юристов больше всего волнуют ее председателя правления? На что именно сейчас нужно обратить внимание?

    Манылов: Я занимаюсь в АЮР исполнительными функциями, поэтому меня волнует проблема финансирования. Мы живем без государственной помощи и без какой-то твердой системы финансирования проектов. Сейчас задача - запустить фонд целевого капитала АЮР.

    Барщевский: А откуда возьмутся деньги в этом фонде?

    Манылов: Это будут те же деньги, которые направляют благотворители. Только мы хотим быть примером по отношению к другим общественным организациям и использовать форму эндаумента - целевого капитала. Когда привлекаемые деньги тратятся не напрямую. Эндаумент предполагает, что деньги формируются в виде активов - акций, недвижимости, которыми управляют профессионалы, а уже доходы, получаемые от этих активов, используются для текущей работы.

    Инициатором развития этой модели в стране был как раз Дмитрий Анатольевич. Эндаументы в стране существуют, но пока они используются в очень узком секторе, в основном в образовательных проектах.

    Цифра: 20 тысяч юристов-профессионалов вступили в Ассоциацию юристов России за три года. К 2015 году ожидается удвоение ее рядов.

    Барщевский: В Санкт-Петербурге состоялся еще один юридический форум - Третий международный молодежный. Молодые юристы здорово проявили себя во время выборов. Получили новый опыт в качестве независимых наблюдателей. Как будет развиваться молодежное крыло ассоциации? Какие еще интересные инициативы нас ожидают в ближайшем будущем?

    Манылов: Без молодежного крыла ассоциация лететь уже не может. Молодежь приняла на себя исполнение проектов ассоциации, начиная с правового просвещения и бесплатной юридической помощи и заканчивая оценкой качества юридического образования и созданием корпуса наблюдателей на выборах. На плечи молодых юристов легла большая ответственность, и они достойно выдержали это испытание. Сейчас они готовят новый проект - "Школа права". Инициатива поддержана комиссией Алексея Александрова и опекается Координационным советом молодых юристов.

    Барщевский: Учитывая знания молодых юристов, я был, остаюсь и буду категорическим противником юридических клиник. Надо развивать адвокатуру, дотировать профессиональных юристов для бесплатной работы с населением.

    Манылов: С момента, как мы с тобой начали эту полемику, я занимаю жесткую позицию именно по разграничению деятельности, которой занимаются пункты бесплатной юридической помощи, и реальной правовой помощью. Пункты в процессе своей работы не должны заходить слишком далеко: ходить в суды или оказывать адвокатские услуги. Я против этого. Их задача - первичная правовая помощь.

    Какие налоги нас ждут?

    Барщевский: Уже известен персональный состав нового правительства. Как ты считаешь, это правительство преемственности или коррекции экономического курса?

    Манылов: Конечно, правительство преемственности. По сути, наши коллеги и участники основных проектов, которые правительство продолжает реализовывать, остались у власти. Скорее всего, не будет глобальных изменений, а корректировка курса возможна только при полном согласии между президентом и новым правительством.

    Барщевский: Как можно охарактеризовать нового министра экономического развития?

    Манылов: Для меня Андрей Рэмович Белоусов далеко не новый человек в министерстве. Все эти годы он был в нашей системе, возглавлял ключевой департамент. Это профессионал высокого уровня, достойный занятой должности.

    Барщевский: В каком состоянии находится тема, курируемая тобой как заместителем министра лично, - введение налога на недвижимость? Принято ли окончательное решение, как он будет рассчитываться и с какого момента мы все начнем его платить?

    Манылов: Вводить налог на недвижимость без учета нельзя. Поэтому была проделана серьезная работа - создана инфраструктура, которая этот учет обеспечивает. До конца года мы заканчиваем массовую кадастровую оценку. Параллельно вместе с минфином идет обсчет эффективной налоговой ставки, самого принципа формирования налоговой базы, поскольку у нас разорваны земля и строения на ней.

    Барщевский: Налог будет взиматься на землю и строения одновременно?

    Манылов: В стране не везде совпадают собственники земли и зданий. Поэтому сказать, что с такого-то числа начнем облагать землю вместе со зданием, нельзя. Сейчас процесс подготовки введения налога заканчивается. Самое главное условие для того, чтобы налог вводить, формируется, и к 1 января 2013 года оно будет сформировано. Что касается срока введения самого налога, это вопрос скорее политический.

    Барщевский: А ты влияешь на ставку?

    Манылов: Нет. Это будет совместное решение финансово-экономического блока правительства. Единственное, в чем могу быть уверен, ставка не будет ни заградительной, ни разорительной. Когда налог вводится, это всемирная практика, основная цель - добиться полного учета объектов и сбора налога. Поэтому ставка будет терпимая и необременительная. Задача государства на этом этапе такой инструмент создать и сделать его безболезненным и удобным для всех.

    Ключевой вопрос

    Барщевский: За годы твоего пребывания в должности председателя правления запущено несколько публичных проектов - "Юридическая неделя", Дискуссионный клуб. Как ты по прошествии трех лет оцениваешь эти проекты, что бы еще Ассоциация юристов могла предложить для общества?

    Манылов: У нас, если честно, практически все мероприятия проводятся для общества. Основные - носят более публичный характер, поскольку в них заложен публичный интерес. И на фоне реализации этих проектов идет консолидация юристов. Получается такая матрешка. Сначала попробовать реализовать заявленные цели - просвещение, борьба с нигилизмом и коррупцией, а на фоне уже этой работы - объединить всех юристов, создать единое братство. Мне кажется, нам пора вмешаться в ситуацию, которая сложилась в публичном пространстве, - в стране практически нет нормальных героев. СМИ являют нам образцы "героев", которые вообще асоциальны по определению. Нам, юристам, надо подумать, как сделать, чтобы люди, живущие по правилам, по закону, то есть нормальные, правильные люди, становились героями повсеместно. Как министерство здравоохранения пропагандирует здоровый образ жизни, мы должны пропагандировать, продвигать образ жизни по правилам. Надо, наверное, подумать о какой-то социальной рекламе, ведь жить по правилам - в принципе сама по себе хорошая тема.

    Я считаю, что нам как ассоциации надо быть заказчиком и реализатором таких проектов.

    Поделиться