Подобный запрет мне пришлось почувствовать на себе. Только не в Москве, а в Нью-Йорке. Зашли с дочерью в ресторан, попросили к обеду по бокалу красного вина. Официант, прежде чем принять заказ, предельно вежливо попросил дочь показать паспорт. Я удивилась, дочь объяснила, что это - нормально. Заведение должно было убедиться, что она достигла "положенных" 21 года.
Теперь подобные ограничения предлагается ввести и в России. Депутат Вячеслав Тимченко сообщил вчера, что поправка об изменении возрастного ценза для подростков, покупающих спиртное, будет внесена в Госдуму осенью. А его коллега Сергей Железняк предложил ввести запрет на продажу вина в ресторанах и кафе родителям, заглянувшим поужинать вместе с детьми.
Таким образом, власти развернули нешуточную борьбу с тягой россиян к спиртному. Напомним, что с 1 июля крепкий алкоголь серьезно подорожает: розничная цена на водку вырастет сразу на 28%, пол-литровая бутылка самых ходовых "демократичных" марок будет стоить не менее 125 рублей. Кроме того, регионы активно сокращают время, когда спиртное можно купить. С 1 января будущего года все ограничения распространятся и на пиво.
Все эти меры поддержал вчера главный нарколог минздрава Евгений Брюн. "Ситуация с потреблением алкоголя драматичная, поэтому все предлагаемые меры оправданны, - заявил Евгений Брюн. - За последние два года, после введенных ограничений времени продажи, количество отравлений алкоголем и его суррогатами в Москве снизилось на 10%". По словам Брюна, 2% населения страны потеряны для общества из-за алкоголизма, 10% хронических больных "заработали" свои проблемы из-за чрезмерной тяги к спиртному.
При этом эксперт подчеркнул, что только запретительными мерами проблемы всеобщей алкоголизации не решить. "Нужно не только сокращать предложение, но и параллельно работать над уменьшением спроса", - считает главный нарколог. Например, работодатели не только не считают нужным заниматься профилактикой, но и провоцируют злоупотребление алкоголем, устраивая корпоративы для "сплочения" коллектива.
"Исключительно фискальные меры только загонят проблему вглубь", - тем не менее, считает Вадим Дробиз, руководитель центра исследований алкогольного рынка. Он напомнил, что антиалкогольная "горбачевская" кампания, с одной стороны, имела положительный эффект - пить стали меньше. Но, с другой, была масса негативных последствий, в частности рост наркомании. Ошибкой, по мнению Дробиза, является перевод полусладких вин в разряд "винных напитков". "Мы должны предлагать альтернативу крепкому алкоголю, развивать производство слабоалкогольных напитков, - считает Дробиз. - В противном случае народ снова начнет гнать суррогаты. В первую очередь это касается сельской местности, где доходы населения намного ниже, чем в городах".