Новости

08.06.2012 13:02
Рубрика: Экономика

В Ярославле подорожает проезд

Текст: Элина Труханова (Ярославль)
С 19 июня жители Ярославля будут платить за проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях 16 рублей, а в автобусах с правом выбора пассажирами мест остановки, то есть в маршрутках, - 18 рублей. Решение об этом приняло правление областного департамента энергетики и регулирования тарифов.

Сегодня цена билета на проезд в муниципальном общественном транспорте Ярославля - 12 рублей, в маршрутках - 15, что и без предстоящего повышения существенно превышает аналогичные тарифы у соседей и в более отдаленных от "центра" регионах. Например, в Костроме проезд на всех видах общественного транспорта, включая маршрутки, стоит 10 рублей, в Омске - 11 и 12, в Красноярске - 13 рублей на все виды транспорта, в Челябинске - 10 рублей.

Поэтому болезненная тема повышения транспортных тарифов муссировалась в городе довольно долго. После обнародования намерения тарифного департамента повысить стоимость проезда до 16 рублей на муниципальный транспорт и до 20 на маршрутки вопросом озаботились депутаты областной Думы. Они несколько раз собирались для обсуждения этого вопроса, предложили вариант 14 и 15 рублей, но потом проголосовали за то, чтобы рекомендовать областному правительству ограничить тарифы 15 и 17 рублями.

Поднятая волна возмущения в итоге эффект имела небольшой: департамент энергетики и регулирования тарифов утвердил далеко не компромиссный вариант: 16 и 18 рублей.

По словам заместителя губернатора Андрея Епанешникова, тарифы необходимо увеличивать в целях "развития городского общественного транспорта, повышения его комфортности и безопасности". Региональный тарифный департамент по просьбе ярославской мэрии рассчитал затраты муниципальных автотранспортных предприятий и пришел к выводу, что себестоимость поездки в городском общественном транспорте составляет от 16, 4 до 23 рублей. То есть людям объяснили: в случае сохранения нынешней стоимости проезда городской транспорт в ближайшей перспективе будет скорее мертв, чем жив.

- Была проведена большая работа по изучению требований безопасности и надежной работы внутригородского и межмуниципального общественного транспорта, детальный анализ всех возможных последствий политики сдерживания роста тарифов, - рассказал Андрей Епанешников. - Мы изучили опыт других регионов, где пошли по этому пути. Опыт таких областей, как Костромская, Ивановская, где искусственно сдерживались тарифы на общественный транспорт, показал, что пассажиры от этого проигрывают. Увеличиваются интервалы движения, сокращается число маршрутов. Поэтому, чтобы в Ярославской области общественный транспорт мог развиваться, перевозить пассажиров с соблюдением условий безопасности, необходимо увеличивать тарифы на проезд. Тем более что последний раз тарифы повышались в октябре 2010 года, то есть почти два года назад.

Между тем на заседаниях комитета по экономической политике ярославской облдумы и думских рабочих групп по тарифам применительно к маршруткам звучали вполне приемлемые цифры: себестоимость поездки в этих автобусах составляет всего 13,3 рубля. Однако, чтобы на них не пересели все пассажиры, тарифы на проезд в маршрутках установили выше, чем для муниципальных автобусов, на два рубля. Сделав тем самым коммерсантам большой подарок.

Предлагался, кстати, во время бурных споров и вполне разумный вариант с установкой для всех перевозчиков единых правил, то есть запрет на посадку-высадку пассажиров вне остановочных комплексов, а значит, и с единой ценой на билеты. Но эта идея поддержки, увы, почему-то не нашла...

При этом очень многие депутаты и представители общественных организаций говорили о том, что решение транспортных проблем надо искать не в повышении тарифов, а в совершенствовании системы управления транспортной системой. В частности, представитель Общественной палаты, председатель ярославского союза автомобилистов Сергей Терехин адресовал мэрии предложение перераспределить транспортные маршруты в Ярославле. По его мнению, сейчас наиболее "лакомые куски" закреплены за маршрутками, а не за городскими автобусами. А председатель комитета по законодательству Андрей Крутиков уверен, что снижения себестоимости поездки муниципальные и областные власти должны добиваться за счет грамотного расчета пассажиропотока.

Есть надежда, что в будущем областные и городские власти так и поступят - усовершенствуют систему управления транспортной системой в том же Ярославле. А пока жителям областной столицы придется как-то "изыскивать финансовые резервы", поскольку у мэрии таких резервов нет. Департамент энергетики и регулирования тарифов установил максимально возможный тариф, выше которого прыгнуть нельзя. Но ниже городские власти опустить его могут - при условии, что убытки автотранспортных предприятий будут компенсироваться из городского бюджета. Однако рассчитывать на это, судя по всему, не приходится. Даже несмотря на то, что во время недавней борьбы за пост мэра нынешний ярославский градоначальник Евгений Урлашов громко обещал своим избирателям не повышать стоимость проезда в общественном транспорте. Но выборы прошли, а обещания остались в архивах телекомпаний и газет...

- В бюджет города заложено 511 миллионов рублей для компенсации убытков АТП, - говорит заместитель мэра Ярославля Николай Степанов. - Этих денег хватит, если цена билета будет 16 рублей. При 14 рублях за поездку муниципальным властям придется искать дополнительно более 160 миллионов.

Городские власти обещают, что льготные категории граждан от повышения цен на проезд не пострадают. Стоимость льготной разовой поездки останется на прежнем уровне - 6 рублей. По действующей норме стоимость льготного проезда составляет 50 процентов от полной стоимости билета, следовательно, он должен был подорожать до 8 рублей. Однако согласно решению, озвученному мэрией города Ярославля, разницу в 2 рубля возьмет на себя городской бюджет. Цена электронного проездного на месяц повысится в Ярославле с 300 до 350 рублей, то есть приблизительно на 16 процентов.

Кстати

Ярославль не единственный город в регионе, где повышается стоимость проезда. С 15 мая подорожал проезд в Рыбинске - с 12 до 14 рублей в автобусах и троллейбусах и с 15 до 17 рублей в маршрутных такси. В первой декаде июня проезд будет дороже также в Любиме - с 10 до 12 рублей. Стоимость электронного проездного билета в Рыбинске повысится с 250 до 300 рублей.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники