До сих пор о работе психологов в полиции мы могли судить только по голливудским боевикам. У нас же было принято, что мнение этих подразделений, особенно психологов, носят чисто рекомендательный характер. Скажем, аттестационная комиссия, которая состоит не только из полицейских, может не учесть эти рекомендации и большинством голосов принять людей на службу. Как это было, например, в казанском отделе полиции "Дальний". Там будущих убийц в погонах забраковали сотрудники собственной безопасности. Но за них поручились местные начальники. В итоге изверги до смерти замучили задержанного человека.
Аналитики МВД считают, что каждый претендент на должность в полицию теперь должен пройти не только военно-врачебную и так называемую мандатную комиссию, но и "фильтры" других компетентных служб - психологической и собственной безопасности. Своего рода обкатку этой концепции начали в тульской полиции. Предполагается, что полученный опыт - в том числе и с учетом выявленных проблем - распространят и в других регионах.
Начальник УМВД по Тульской области генерал-майор полиции Сергей Матвеев рассказал корреспонденту "Российской газеты", что основания проводить столь значимый для кадрового укомплектования полиции эксперимент именно в этом регионе есть. Так, служба собственной безопасности, которую возглавляет полковник полиции Виктор Шатров, без преувеличения провела серьезную профилактику местных подразделений. Что важно, полицейские "особисты" опирались в этой работе на мнение населения. Ведь, как правило, обычные люди вполне реально оценивают работу полицейских. То есть только они могут сказать, чувствуют ли себя безопасно в своем районе, рассчитывают ли на помощь своего участкового или, скажем, патрульного. Так вот, в прошлом году проверили 236 жалоб граждан на сотрудников полиции. Подтвердились 84 таких обращения. В результате привлекли к ответственности 104 сотрудников, из них 57 - руководителей различных подразделений. Завели и четыре уголовных дела на офицеров вневедомственной охраны.
В этом году сотрудники собственной безопасности проверили 55 жалоб. Подтвердились 22. Уже наказаны 44 полицейских, из них - 25 начальников различного ранга. Вот он, реальный мониторинг общественного мнения. И - действенная реакция на это мнение. Львиную долю правонарушений и преступлений сотрудников полиции - 93 процента - выявили подчиненные полковника Шатрова.
Кстати, такая жесткая позиция службы собственной безопасности напрямую связана с качеством работы полиции по защите людей от всякого рода преступников. В этом году впервые за последние два десятка лет в Тульской области раскрыты все убийства и разбойные нападения, подавляющее большинство - до 90 процентов - умышленных причинений тяжкого вреда здоровью и квартирных краж. В общем, именно тех преступлений, которые больше всего беспокоят жителей.
В тульской полиции создана и уникальная психологическая служба, услуги которой просто обязательны для каждого сотрудника. Особенно - для недавно назначенных руководителей подразделений. Создан даже график посещения психологов. В день в кабинетах этой службы бывают до десятка человек. Служебная инструкция психологической службы, утвержденная начальником УМВД по Тульской области, обязывает сообщать вышестоящему начальству фамилии тех сотрудников, которые почему-то не приходят на запланированные консультации или занятия психологов. "Разбор полетов" гарантирован.
Уникальность психологической службы тульской полиции - в организации и методике работы. Здесь не только проходят реабилитацию ребята, вернувшиеся из длительных командировок на Северный Кавказ. Самое главное - психологи тестируют людей, желающих поступить на службу в полицию, и претендентов на вышестоящие должности. Для этого применяют разнообразные современные методы. Есть различные компьютерные программы, когда тестируемый отвечает на сотни кажущихся бессмысленными вопросов и в итоге получает удивительно точную, порой неожиданную характеристику. Нередко сотруднику предлагают что-то нарисовать - например, себя как идеального полицейского. Имеется уже целая коллекция таких рисунков, нередко - коллективных, по которым специалисты могут многое рассказать о человеке и целом коллективе. И, конечно же, активно применяется полиграф - так называемый детектор лжи. Пройти его обязан каждый руководитель подразделения и новобранец, только собирающийся поступить на службу в полицию.
Казалось бы, зачем нужна вся эта экзотика? Практика показала, что психологи с большой точностью определяют профпригодность сотрудников. Например, они объяснят, почему конкретный человек не сможет работать участковым уполномоченным или, скажем, дознавателем - у него трудности в общении с людьми, он не сумеет к себе расположить, разговорить человека и получить необходимую для раскрытия преступления информацию. Зато он просто создан для штабной деятельности, работы с документами, цифрами, отчетами, планами. Кто-то не годится для службы в ОМОНе - слишком эмоционален, и его легко спровоцировать на агрессию. Кому-то противопоказано занимать руководящие должности, зато такой человек идеально выполнит любое самостоятельное и ответственное поручение. Значит, как говорил Козьма Прутков, принесет максимальную пользу, будучи использован на своем месте.
Психологи могут вовремя обнаружить и устранить проблемы в целом подразделении. Например, выявить источник напряженности, конфликта, члена коллектива с минимальной популярностью или, наоборот, неформального лидера, которого слушают больше, чем официального начальника. А значит, есть реальная возможность не только улучшить эффективность работы отделения, отдела, дежурной части, но и своевременно предотвратить беду, от которой не застрахован коллектив вооруженных мужчин.
Любопытно, что психологи даже помогают разрешить семейные проблемы полицейских. Что опять же идет только на пользу службе.
Понятно, что психологи в прошлом году приняли самое активное участие во внеочередной переаттестации полицейских. В Тульской области диагностировали 8400 сотрудников, 263 прогноза были неблагоприятными. Начальство эти рекомендации учло.
Сергей Матвеев рассказал, что на мнение психологов и сотрудников службы собственной безопасности руководство областной полиции опирается и при нынешнем приеме на службу в органы внутренних дел.
После повышения денежного содержания, социального статуса и престижа количество желающих служить в полиции возросло в разы. За четыре месяца этого года только в Тульской области подали заявления о приеме на службу свыше тысячи человек. Все они прошли многоступенчатый комплекс изучения их соответствия профессиональным требованиям, физической готовности, личностным качествам. Только по результатам исследования на полиграфе был отклонен каждый пятый претендент. А всего из этой тысячи надели погоны только 120 человек.