- В недрах репертуарного театра всегда есть возможность поворота, развития. Это не значит, что плохой репертуарный театр надо сохранять во что бы то ни стало. Но если он просто средний - надежда есть, - отметил Додин. - Я уже как-то говорил, что лучше посредственный театр, чем хороший батальон. Таких театров очень много, что естественно: все выдающееся требует стечения множества уникальных обстоятельств и огромного напряжения сил. А жизнь состоит из каждодневностей. И если спектакль не утверждает, что зло - это хорошо, если он хотя б на миг пробуждает в зрителе сострадание и печаль об устройстве жизни - то это уже оправдывает существование посредственного театра. Конечно, ему надо помогать, в том числе деньгами - ведь нищему артисту трудно сосредоточиться. Но помочь можно и пригласив хорошего режиссера, и подбросив интересную пьесу, и собрав умного зрителя. Александринский театр в Санкт-Петербурге долгие годы пребывал в упадке - я не соглашался его возглавить во многом потому, что не верил в возрождение самого казенного советского театра. Но вот появился Валерий Фокин, позвал ищущих режиссеров, обновил труппу - и дело пошло! А в отсутствующем театре - какими являются театры-проекты - такое поступательное развитие вовсе невозможно. Проект кончился - кончился "театр".
Платоновская премия присуждается в Воронежской области с 2011 года. Лауреатом может стать выдающийся представитель любой сферы искусства, в чьем творчестве так или иначе усматривается связь с идейно-художественным наследием Андрея Платонова - самобытного русского писателя ХХ века. Первым премию получил прозаик Борис Екимов. В 2012-м номинантами были два известных театральных деятеля, два музыканта, литератор и художник. После нескольких заседаний жюри наконец отдало предпочтение Льву Додину - народному артисту РФ, многократному обладателю премий "Золотая Маска" и "Золотой софит".
Торжественную церемонию награждения провели в рамках II международного Платоновского фестиваля после спектакля МДТ "Жизнь и судьба", горячо принятого зрителями.
- Спасибо за огромную, нежданно свалившуюся на меня честь и благосостоятельность, которая в наше время не менее важна, чем честь, - улыбнулся Додин (размер премии - 500 тысяч рублей). - Я рад, что награда вручается в присутствии многих актеров и сотрудников моего театра, без которых я не заработал бы не только премию, но и зарплату.
Пока вышедшая на "бис" труппа аплодировала своему мастеру, Додин разлил по бокалам содержимое бутылки, бывшей частью съедобного реквизита, и пригласил к столу вручавших Платоновскую премию хозяев - губернатора Алексея Гордеева и директора фестиваля Михаила Бычкова:
- Мы допьем этот "коньяк из спецраспределителя НКВД", чтобы больше такого коньяка в стране не было!
Фестиваль, посвященный памяти Андрея Платонова, располагает к тому, чтобы искать "платоновское" во всем, что на нем демонстрируется. Вот и к спектаклю "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана оказались применимы подобные ассоциации.
- У Платонова все утопично и воображаемо. Мы долго жили в государстве, где все было построено на иллюзиях. Мы переносим вечный крах иллюзий и максималистски создаем новые - противоположные. Все смертные мечтают о бессмертии и рае уже при жизни. Так вот на этой мечте о рае и замешаны все ужасы нашей истории. Те же революции и войны продиктованы желанием всего, сразу и немедленно, - размышлял Лев Додин, выкроивший из гроссмановского эпического полотна о Второй мировой, о фашизме и сталинизме историю о том, как прекрасные иллюзии оборачиваются на земле не раем, но - адом. Воплощая мечту о свободе, человек укрепляет систему рабства. Как внешнего, воплощенного в еврейских гетто, немецких концлагерях и советских ИТЛ, так и внутреннего. Главный герой спектакля МДТ носит домашнюю пижаму, ничем не отличающуюся от полосатой робы зеков. Сменив ее на шикарный костюм, становится рабом едва ли не большим - но не лишается при этом зрительского сострадания. Того самого, которое однозначно входит в понятие "платоновское".
- Платонов - один из немногих художников, кто передал происходящее с такой честностью, ясностью, трезвостью и отчаянием, - заключил Лев Додин. - В России он еще, на мой взгляд, недопрочитан, недопонят. Но я верю, что время его "дочитать" все-таки настанет. Надеюсь, в будущем мы сможем привезти в Воронеж и свой "Чевенгур". В этот раз мы просто не нашли площадку, где бы удалось смонтировать декорации. Нужно что-то просторное: трамвайное депо, ангар, аэродром… в королевских конюшнях, помню, играли...
Программа II Платоновского фестиваля - на официальном сайте.