В городе, который последние четыре десятилетия носит имя первого космонавта Земли, а прежде именовался Гжатск, решили вернуться к истокам и воздать благодарную память тому, с кем связано пробуждение этих мест. А началось оно с повеления Петра I основать в среднем течении реки Гжать хлебную пристань.
- Теперь мы шутим: гуси спасли Рим, а Гжатск - Санкт-Петербург, - мэр города Александр Гринкевич не скрывает, что давно мечтал вернуть Петра Первого на берега Гжати. Три столетия назад тут был выстроен "в знак особой милости" даже царский дворец, правда государь-реформатор так и не выбрал время в него завернуть. Местные купцы оберегали, как могли, историческую постройку на левом берегу Гжати, но до наших дней деревянное строение не сохранилось.
|
Видео: Александр Емельяненков |
А что до шутки про Рим, гусей, Санкт-Петербург и Гжатск, то тут нет особой натяжки. Про это в нынешнем Питере, наверное, не все знают, а в Гагарине вам каждый школьник расскажет, что хлебный караван с Гжати, прибывший весной 1718 года в строившийся Петербург, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. И Петр, в знак благодарности, "повелел не токмо дворец царский в Гжатской слободе учинить", а издал 11 ноября 1719 года высочайший указ "Об открытии Гжатской пристани и переводе на оную торжков из Можайского уезда", что закрепило ее фактически государственное значение.
Всего на Гжати было сооружено около сорока пристаней. И ежегодно, как только река вскрывалась ото льда, по ней отправлялись в северную столицу (сначала по Гжати, потом по Вазузе и Волге) длинные, по полутора тысяч судов, караваны барок. Макет этого простого, но по-своему уникального судна, теперь можно увидеть только в краеведческом отделе Объединенного мемориального музея Ю.А.Гагарина. Плоскодонная бескилевая барка (самые большие достигали в длину 36, в ширину - 8 метров) могла перевозить до 130 тонн груза. В основном это были рожь, овес, пшеница, ячмень, льняное семя, масло, пенька, говяжьи кожи, мука, сало, другие продукты и материалы местного производства.
Теперь, увы, Гжать обмелела - на ней в черте города разве что на весельной лодке можно прогуляться. На Вазузе, куда Гжать впадает, тридцать лет назад поставили большую плотину, и теперь отсюда, из Вазузского водохранища, качают воду для снабжения Москвы. Каждый шестой стакан воды в московских кранах, уверял меня начальник "Мосводоканала" Станислав Храменков, отсюда - из Вазузской гидротехнической системы.
- В нынешнем Гагарине мало что напоминает о Гжатском слободе, - развивает свою мыль Александр Гринкевич. - Как-никак триста лет прошло. Две тяжелейших войны в этих местах прокатились. И если Отечественная война 1812 года была сравнительно скоротечной, то в годы Великой Отечественной тут восемнадцать месяцев шли кровопролитные бои. Гжатск был разрушен до неузнаваемости. Но он поднялся из руин, обрел современные черты, а в 70-80-е годы стал столицей стройотрядовского движения. Но мы никогда не забывали, что Петр I - ключевой персонаж в истории нашего города. И наше решение - это по существу восстановление исторической справедливости, жест уважения к истории края, приобщение к ней молодежи. Я уверен, что установка памятника положит начало добрым культурным традициям, позволит гагаринцам глубже осознать историю родного края и еще больше гордиться своей родиной.
Место для бронзовой фигуры Петра (автор - смоленский скульптор Александра Русецкая) градостроительный совет определил на левом берегу Гжати, прямо у моста, который соединяет обе части города. Напротив, за рекой - Благовещенский собор, по левую руку - Дом детского творчества "Звездный", который заложили в год 50-летия полета Юрия Гагарина и в ближайшее время тут ожидается новоселье.
А в трехстах метрах за спиной у бронзового Петра, прорубившего окно в Европу, вознесен на гранитный постамент тот самый "паренек из Гжатска", проложивший землянам дорогу в космос. Их разделяют три столетия. И всего три минуты пешком по улице Ленина.
Для тех, кто не принял на веру слова об исторической связи, которая была и существует между градом Петра и городом на Гжати, ставшего родиной первого космонавта, добавлю: в Санкт-Петербурге, в Калининском районе, есть даже улица Гжатская. Такое название ей присвоено 15 декабря 1952 года - как утверждают, к десятилетию со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков этого города и одноименного района Смоленской области. В документах Ставки сохранилась уникальная телеграмма: Сталин лично уведомляет британского премьера Уинстона Черчиля, что 6 марта 1943 года советскими войсками освобожден Гжатск.
Название улицы - Беклешевская или Беклешовская. Оно происходит от фамилии землевладельцев Беклешовых. В XIX веке неподалеку от этого места, в сторону современной площади Мужества, простирался обширный Беклешов парк. Но еще до Октябрьской революции большая часть парка была вырублена: частично - под прокладку железнодорожных путей, частично - под дачное строительство.
Весьма символично и то, что улица Гжатская (ее длина - 1,6 километра) пролегла от проспекта Непокорённых в сторону проспекта Науки. Соседние с ней улицы носят имена Раевского, Карбышева, Курчатова. На пересечении с улицей Хлопина расположены учебные и жилые корпуса Санкт-Петербургского техникума олимпийского резерва № 1, тут же - спорткомплекс и бассейн "Санкт-Петербургский центр плавания". В доме № 21 - Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева. А совсем рядом, в пяти минутах ходьбы, Академический научно-образовательный центр Санкт-Петербургского отделения РАН, созданный и заботливо опекаемый выдающимся ученым, лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алферовым.