И за это еще предстоит побороться. Кроме Екатеринбурга выставку хотят провести у себя турецкий Измир, бразильский Сан-Паулу, Аюттхая из Таиланда и Дубай из Объединенных арабских эмиратов. И на ассамблею, которая проходила в одном из самых престижных парижских кварталов в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), все они привезли брошюры с рассказами о стране и перспективах принять выставку, а потом показали членам МБВ двадцатиминутные презентации.
Свои преимущества города-кандидаты доказывали всеми возможными способами. На стенде тайской делегации, украшенном разноцветными бумажными фонариками, гостей встречала местная красавица в золотом наряде, на турецкой стойке им вручали пакеты, в которых, кроме брошюры была вложена еще и коробочка из натурального дерева с нафаршированными орехами финиками. Столь же разнообразны были и презентации, где каждая страна демонстрировала свою самобытность. На фоне кадров с дубайскими небоскребами представительница эмиратов стояла в традиционной черной и закрытой одежде. Измир выставил в качестве агитатора выходца из Франции, предки которого эмигрировали в Турцию 300 лет назад, а также доктора, рассказавшего о пользе здорового образа жизни.
Представители российской делегации, которые выступали первыми, все были в одинаковых галстуках бирюзового цвета, избранного основным для логотипа заявочного комитета ЭКСПО 2020. Российская презентация была одной из самых динамичных. Фильм, где рассказывалось о достопримечательностях страны и Екатеринбурга, снимали американцы. А прекрасно говорившая по-английски екатеринбургская телеведущая и просто красавица Анна Копенкина, показала членам МБВ русские валенки. Причем сделано это было со смыслом. "Эта обувь - часть русской традиции… Но даже величайшие дома моды предлагают модель валенок в своей коллекции… Это - результат воздействия глобализации", - сказала Анна в своем выступлении. Дело в том, что тема, которую предложила Россия в качестве главной для ЭКСПО 2020, называется "Глобальный разум". "Сегодня весь мир живет, пользуясь достижениями разных национальностей. И в дальнейшем цивилизация может опираться только на основе идей "всеобщего разума", - пояснил смысл понятия "глобальный разум" один из членов российской делегации. Впрочем, детально оно будет расшифровано в последующих презентациях России. Их до момента выбора места выставки должно быть еще три. Но, кстати, гуманитарный уклон прослеживался и в темах других заявок. Сан-Паулу предложил сосредоточиться на теме более справедливой глобализации, а Измир сформулировал тему как "Новые дороги к лучшему миру. Здоровье для всех".
Но уже сейчас екатеринбуржцы определили место, где может расположиться парк ЭКСПО. Для него предложены окрестности Верх-Исетского пруда в пяти километрах от центра города и на символической границе между Европой и Азией. Представители генассамблеи уже были в Екатеринбурге и осмотрели будущую площадку. Предполагается, что под выставку отдадут примерно 580 гектаров, где расположат павильоны, отели и апартаменты для проживания гостей и участников. Причем, все это не пропадет и после выставки, рассказал "РГ" замгендиректора АНО "Заявочный комитет ЭКСПО 2020" Александр Вяхирев. Отели будут работать, апартаменты используют под жилье для горожан. Кроме того, Екатеринбург получит на берегу пруда новую рекреационную зону. И, наконец, благодаря выставке будет ускоренными темпами развиваться городское метро, построят мост через пруд. "Эти стройки, - рассказал Вяхирев, есть в генплане развития Екатеринбурга. - Мы ничего не выдумываем. Но выставка позволит ускорить строительство". Между прочим, одно из требований МБВ - использование ЭКСПО для будущего развития территории. Как правило, выбор делается в пользу "точек", имеющих наибольший потенциал для экономического, интеллектуального роста, пояснили "РГ" в заявочном комитете.
"Россия хочет использовать такие мероприятия как ЭКСПО, чтобы развивать нашу страну и делать ее более известной, - говорит губернатор Евгений Куйвашев. - Этот процесс начался с зимних Олимпийских игр в Сочи и Кубка ФИФА в 2018 году. ЭКСПО 2020 в Екатеринбурге даст возможность привезти весь мир в новую часть нашей страны". Свой вердикт, где именно пройдет ЭКСПО 2020, генассамблея МБВ вынесет в конце 2013 года.
После российской презентации нашему корреспонденту удалось взять интервью у замминистра промышленности и торговли Георгия Каламанова.
РГ: Георгий Владимирович, что даст проведение выставки, на какой экономический эффект мы можем рассчитывать?
Георгий Каламанов: Благодаря Всемирной выставке, которая будет проведена в первые в России, мы хотим продемонстрировать миру динамичную и молодую Россию, способную вдохновлять. Прежде всего, экономический эффект получает город, где проходит выставка. Например, при подготовке ЭКСПО в Шанхае порядка 5 миллиардов долларов вложили в выставку, более 40 миллиардов долларов - в городскую инфраструктуру. Благодаря этому, там была выстроена транспортная, инженерная инфраструктура, новые отели, вырос поток гостей в город. А сама выставка, кстати, впервые за последние годы стала доходной.
Но есть и еще один момент, который трудно перевести в деньги - эффект узнаваемости города и страны в мире, который резко возрастает после проведения выставки. Это как очень редкие картины, которые в принципе не имеют цены. Ну, и, наконец, выставка важна с точки зрения налаживания контактов - на одной площадке собираются представители более 100 стран. И это прекрасная возможность для компаний найти потенциальных партнеров.
А для страны в целом все это имеет значение, потому что мы получаем еще один мощный экономический центр, привлекательный для мирового сообщества. Главной целью ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге является устойчивое наследие для города, страны и интернациональной семьи МБВ.
РГ: В какую сумму обойдется проведение выставки?
Георгий Каламанов: По предварительным подсчетам, бюджетные вложения оцениваются в 10 миллиардов долларов. Если решение будет принято в пользу Екатеринбурга, эти деньги надо будет заложить в бюджете, начиная с 2016-2017 года. Но уже сейчас предполагается, что бюджетные средства должны составлять примерно 40 процентов расходов на проведение выставки. Остальное - это средства бизнеса. Причем, основная часть расходов будет направлена в строительство инфраструктуры.
РГ: А в чем преимущества российской заявки перед конкурентами?
Георгий Каламанов: Все наши конкуренты - яркие. Уникальные. И предлагают темы важные для глобального мира. Мы убеждены, что нам есть чем поделиться и чему научиться друг у друга. Впереди нас ждет жесткая и захватывающая гонка, в которой победит сильнейший. Наша главная отличительная черта - желание провести выставку и готовность заниматься этим на всех уровнях: федеральном, региональном, городском. Мы все находимся на одной волне. И это даже не мое мнение, а точка зрения наших коллег в Международном бюро выставок. Они говорят, что у Екатеринбурга есть очень серьезные шансы на победу.