12.06.2012 23:10
    Поделиться

    На "Кинотавре" главной победительницей стала мелодрама "Я буду рядом"

    Ближе к закрытию называлось четыре варианта ответа, кто увезет из Сочи Гран-при 23-го "Кинотавра": Василий Сигарев, Авдотья Смирнова, Михаил Сегал или Александр Прошкин. Но все они оказались неправильными: главным сюрпризом 23-го Открытого российского кинофестиваля стала победа Павла Руминова с фильмом "Я буду рядом".

    Мелодрама о том, как молодая женщина, узнав о неизлечимой болезни у себя и поняв, что жить ей осталось совсем недолго, ищет и находит своему шестилетнему сыну новых приемных родителей, попала в главный конкурс "Кинотавра" буквально "экспрессом". Это когда уже первоначальная программа была сверстана, фильмом открытия фестиваля избрали конкурсную ленту Бориса Хлебникова "Пока ночь не разлучит", а на освободившееся в сетке вакантное место случился дополнительный набор. Все видевшие картину "Я буду рядом" отмечали великолепную актерскую работу Марии Шалаевой, сумевшей передать состояние молодой матери, которой нельзя впадать в депрессию и рефлексировать по поводу того, что ее век скоро закончится, а надо очень четко и быстро решать, как помочь своему ребенку и что нужно еще успеть здесь обязательно сделать. Но то, что Павел Руминов - тридцативосьмилетний режиссер, начинавший как клипмейкер, со своим проектом, выросшим из документальных съемок сначала в телесериал (шесть серий в первоначальном варианте, дружно отвергнутых всеми каналами), а затем в полуторачасовой фильм (тридцать семь вариантов монтажа - отдельная драматическая история), так вот то, что он обойдет "Жить" Василия Сигарева (приз за режиссерскую работу тоже почетный, но не главный, приз за лучшую операторскую работу Алишеру Хамидходжаеву плюс приз Гильдии киноведов и кинокритиков), "Кококо" Авдотьи Смирновой (приз за лучшую женскую роль Анне Михалковой и Яне Трояновой), "Рассказы" Михаила Сегала (приз за лучший сценарий плюс диплом Гильдии киноведов и кинокритиков) и "Искупление" Александра Прошкина (ни одного приза - даже непонятно, как такое могло получиться) предсказать не мог никто. Включая самого обладателя Гран-при, для которого финальный выход на сцену стал полной неожиданностью. Особенно если учесть все обстоятельства его "хождений по мукам", точнее, по продюсерам, со своим проектом, когда он только-только начинался. Ведь судьбоносное "да, будем снимать" он услышал (от Владимира Зеленского и Георгия Малкова), когда уже примерно в пятисотый раз шел на встречу с новыми продюсерами и почти без всякой надежды приступил к рассказу про идею своего фильма.

    "Главное в фильме "Я буду рядом" - то отношение к болезни, которое демонстрирует главная героиня, ее принятие сложившейся ситуации, - объяснял режиссер Павел Руминов уже в новом статусе не просителя, а обладателя Гран-при 23-го российского кинофестиваля "Кинотавр". - Я такого принятия очень мало вижу на экране. Много вижу конфликтов, модель мести, модель ответного удара, которая процветает и ассоциируется в мейнстримовском кино, но в жизни, как оказывается, она не работает. Когда людям приходится сталкиваться с такой ситуацией, мотивация их поведения совсем иная. Когда я снимал таких же матерей (до художественной картины у Павла Руминова был документальный проект на эту же тему. - Прим. ред.), я понимал, как ситуация заставила людей максимально раскрыть свой потенциал. Поэтому такое кино и делает меня чуточку лучше, внимательнее и мудрее. Когда мы делали этот фильм, то все немножко становились лучше".

    Вектор на то, чтобы сделать если не мир вокруг себя, то по крайне мере себя вокруг мира чуточку лучше, в конкурсной программе 23-го "Кинотавра" был гораздо заметнее, чем в прежние годы. Когда, казалось, молодые режиссеры, задающие тон фестивалю, просто сговорились убить у зрителя всякую надежду и искоренить в обществе любые ростки оптимизма. На этот раз даже Василий Сигарев, можно сказать, признанный и титулованный король кинодепрессивных психологических ужасов, в фильме "Жить" поднимается на новый уровень уже не совсем беспросветной чернухи, объясняющий людям, пережившим страшную трагедию потери близких, как можно позволить себе продолжать дальше жить.

    Борис Хлебников в фильме "Пока ночь не разлучит" от души разбирается с гламурным сообществом, показав один день из жизни известного ресторана и его богатых завсегдатаев с заключительным мощным мажорным аккордом: кульминацией его картины и главной отдушиной становится массовая драка мужчин и женщин, посетителей и официантов - и просьбы не искать здесь подоплеку классовой борьбы. Авдотья Смирнова в "Кококо" показывает, насколько безуспешна может оказаться сегодня попытка хождения "интеллигенции в народ", и очень наглядно и с большим юмором объясняет, что ничего трагического на самом деле в этом нет. Истошный крик Яны Трояновой "Не отдавайте меня ей!", играющей в "Кококо" провинциалку без комплексов, обращенный к героине Анны Михалковой - питерской музейной работнице, взявшейся за непосильный труд сделать из нее образованного человека, - запомнится, думается, вплоть до следующего "Кинотавра". Который и рассудит, куда ж нам лучше плыть.

    Кстати

    Главный приз "Кинотавра" получил Павел Руминов за фильм "Я буду рядом".

    Лучшим режиссером был признан Василий Сигарев, работавший над фильмом "Жить".

    Фильм "Жить" также наградили за лучшую операторскую работу (Алишер Хамидходжаев). Картина получила и приз гильдии киноведов и кинокритиков.

    Лучшим исполнителем мужской роли был признан Азамат Нигманов, сыгравший дезертира в "Конвое" Алексея Мизгирева.

    Приз за лучшую женскую роль разделили между собой Анна Михалкова и Яна Троянова, сыгравшие у Авдотьи Смирновой в "Кококо".

    Приз за лучший дебют достался Александру Касаткину и Наталье Назаровой за фильм "Дочь".

    Михаил Сегал, снявший альманах "Рассказы", был удостоен приза за лучший сценарий.

    Специальный диплом жюри "Кинотавра" с формулировкой "за невыносимую легкость бытия" получила Виктория Шевцова, которая снимала сама себя в фильме Александра Расторгуева и Павла Костомарова "Я тебя не люблю".

    Главный приз короткометражного конкурса получил Михаил Местецкий за фильм "Ноги - атавизм".

    Приз за лучшую музыку к фильму достался Александру Маноцкову, написавшему звуковую дорожку к картине Алексея Мизгирева "Конвой".

    Поделиться