Повод, которым официально объясняется выход Александра Лебедева из кировского проекта, по российским меркам смехотворен. Журналисты одного местного издания намекнули, что интересы банкира "лоббирует" сам губернатор. В ответ банкир, дорожащий и прозрачностью своего бизнеса, и личной репутацией, вовсе отказался строить жилье. Судя по всему, обиделся.
А начиналось все многообещающе. Информация о проекте "Служебное жилье для бюджетников" появилась в конце прошлого года. Речь шла о строительстве большого количества малоэтажных домов на территории Кировской области в течение 2012 и 2013 годов. Жилье планировалось строить с прицелом на привлечение в регион молодых специалистов (в частности, врачей и учителей). На проект было выделено 450 млн бюджетных рублей, и предполагалось, что большую часть из них освоит именно НЖК, о чем говорилось на высоком уровне.
Когда же об этом написали, правда, несколько в ироничном стиле, местные издания, Александр Лебедев жестко ответил на публикацию в своем блоге: "Если наше участие в конкурсе воспринимается кировскими СМИ именно под таким углом, т.е. как проявление коррупции и желание "нагреться" на бюджетных деньгах, мы заявку снимаем. Слишком много других дел..."
Многими наблюдателями этот мини-конфликт был воспринят с сожалением. Более того, складывается впечатление, что уход НЖК (имеющей в настоящее время, по словам Александра Лебедева, самый большой опыт в быстровозводимом малоэтажном жилье по доступным ценам, причем в разных регионах России, от Сибири до Ростова-на-Дону) от участия в конкурсе не радует и самого банкира. А чему радоваться? Прозрачная схема работы, интересный, потенциально выгодный проект... И вдруг - неуклюжая (или провокационная) публикация, жесткая реакция заинтересованных лиц - и уже назад отработать трудно, скорее невозможно.
Конечно, право бизнесмена самому решать, куда и как вкладывать деньги и на какие барыши рассчитывать. Иначе свободное предпринимательство просто теряет смысл. Хотелось бы, конечно, чтобы деньги шли к нам, у нас есть где и что строить. И, конечно, политкорректность по отношению к инвесторам никто не отменял. Хотя...
Похоже, что известный банкир просто использовал сообщение местных СМИ как предлог для своего демарша. Если сопоставить по времени, то заявление о выходе НЖК из кировского проекта совпадает с некоторыми проблемами в других сферах бизнеса Александра Лебедева. Можно вспомнить, например, что в принадлежащем ему Национальном резервном банке к концу зимы прочно обосновались проверяющие из ЦБ. На рынке начались разговоры о возможных проблемах банка, о якобы идущих переводах его активов за рубеж и даже о том, что банк может лишиться лицензии.
Еще один момент. В самом начале февраля буквально за несколько дней до заявления о выходе из проекта по строительству жилья для кировских бюджетников банкир дал интервью изданию Tages Anzeiger. В нем шла речь о судьбе старинного замка Гютч в Швейцарии, который Лебедев приобрел в 2007 году за хорошие деньги. И именно сейчас решил приступить к его реконструкции.
Замок-отель Гютч был по строен в 1888 году в стиле баварского дворца. В свое время здесь останавливались многие знаменитости. Еще при покупке Александр Лебедев обещал превратить стареющий замок в отель-бутик класса люкс. Работы начались только в этом году. Начальный этап перестройки банкир оценил в 3 млн франков. Замком будет заниматься известнейшее архитекторское бюро Швейцарии. Первая цель - обновить и подготовить к эксплуатации существующие 29 комнат отеля. Затем планируется обустроить еще 39 современных номеров и 8 апартаментов. Общая стоимость работ может достигнуть 75 млн франков. Реконструкцией замка будет заниматься сын банкира - Евгений Лебедев. Сейчас швейцарцы "затаив дыхание, ждут, когда олигарх пробудит наконец сказочный замок от заколдованного сна", - пишет газета Tages Anzeiger.
Пробудить от сна и отстроить замок у Лебедева есть и желание, и деньги. Швейцарская газета пишет, что у Александра Лебедева вообще огромный опыт в строительстве. Действительно, он очень много строил в России. Правда, в основном за бюджетные средства и при поддержке местных властей. Например, в августе 2010 года Лебедеву удалось обеспечить Национальную жилищную корпорацию госзаказом на строительство жилья для погорельцев. Тогда после гигантских лесных пожаров его компания вошла в программу отстройки Нижегородской области, которая больше всех пострадала от бушевавшего в России бедствия. И участие НЖК в программе считалось успешным.
100-процентно коммерческим проектом НЖК специалисты считают коттеджный поселок "Янино-1" под Санкт-Петербургом, называя его единственным проектом в истории компании с момента ее создания в 2004 году, который реализовывался практически без бюджетных денег.
Здесь не обошлось, правда, без шероховатостей. Когда в 2009 году началась продажа домов в Янино, все довольно долго шло более или менее гладко. Злые языки, правда, утверждали, что НЖК не выполнила в полной мере взятых на себя инвестиционных обязательств. Цифры назывались солидные - чуть ли ни в 1,5 млн евро на реконструкцию существующих систем водоснабжения и канализации района, школу, детский сад, медицинский пункт и другие социальные объекты. Обещало НЖК решить эти проблемы или нет - вопрос открытый. Да и вообще это мелочи по сравнению с тем, что началось нынешней весной.
В марте неожиданно выяснилось, что НЖК может начать строить на территории поселка многоквартирные дома. Начался неизбежный пересмотр утвержденного в 2008 году генплана. Вскоре жители "Янино-1" узнали, что речь идет о так называемом "социальном" жилье для малоимущих. Можно представить реакцию людей, которые приобретали совсем недешевые дома и таун-хаусы ради клубной закрытости поселка и жизни на природе. А тут - социалка со всеми своими плюсами и минусами, причем последних явно набирается гораздо больше. И из Подмосковья, кстати, тоже пожаловались на Лебедева. Причем прямо в открытом письме в "Российскую газету": обещал построить много дешевых и хороших коттеджей, да не построил...
В общем, строительными проектами олигарха в России довольны далеко не все. Тем более что пока вместо Кировской области - замок в швейцарском Люцерне. Даже без помощи гастарбайтеров из Таджикистана семья Лебедевых сделает из него сказочную игрушку. И нет никакого сомнения, что этот проект ощутимо поднимет престиж российского банкира в европейской да и в мировой бизнес-среде. Ведь у нас так повелось: когда у бизнесмена плохо идут дела на родине, он начинает активно присматриваться к западной недвижимости.