13.06.2012 23:50
    Поделиться

    Через несколько лет Россия может остаться без трудовых мигрантов

    Понаехали тут! Этот возглас можно услышать на каждом шагу. А теперь давайте представим, что утром мы вышли на улицу, а там... ни одного гастарбайтера.

    "Да брось, куда они денутся?" - махнул рукой мой знакомый. А вот представьте: могут деться! Если, конечно, у нас в стране не изменится отношение к мигрантам. Впрочем, вчера президент России подписал концепцию миграционной политики, которая, по мнению экспертов, способна стать основой для принятия взвешенных программ и решений.

    Пока же поездка корреспондента "РГ" в Таджикистан показала, что наша страна рискует потерять рабочие руки. Там проходила ежегодная конференция участников сети МИРПАЛ, объединяющей практиков в области миграции и денежных переводов под эгидой Всемирного банка. Эксперты и представители миграционных служб девяти стран СНГ собрались обсудить миграционные проблемы, предложить их решение, узнать о лучших мировых практиках.

    Впрочем, как отметил в беседе с корреспондентом "РГ" руководитель Программы по миграции в регионе Европы и Центральной Азии Всемирного банка Сударшан Канагараджа, у России уникальная миграционная ситуация: границы открыты, с несколькими государствами, не впускать мигрантов нельзя, проконтролировать каждого невозможно, и ни один сценарий, известный миру, ей не подойдет. Она должна найти свой путь. При этом он считает, что у России есть некоторые успехи в этом деле. Например, он находит успешным введение патента для иностранцев, работающих у нас в частном секторе.

    Однако, как отмечают эксперты, мировую конкуренцию за рабочую силу пока никто не отменял, и через несколько лет она может перейти в более острую фазу, а Россия может оказаться к этому не готова.

    В последние годы, например, в Таджикистане стали открываться центры обучения взрослых. Наиболее крупный успешно работает в Душанбе, всего их в стране - 28. Здесь обучают основам специальностей, востребованных за рубежом: домоводство, кулинария, рабочие профессии, учат иностранным языкам. Кто там преподает? Помимо местных специалистов, в центре работают эксперты из Турции, Греции, Германии - как на постоянной основе, так и есть "приезжающие" тренеры.

    Более того, учебный центр частично финансируется Германским обществом по международному сотрудничеству, оказывают ему поддержку и другие государства и организации, в том числе Лондонская торгово-промышленная палата, Международная организация труда и Международная организация по миграции. Обучение для таджиков в нем платное. Средняя цена - 42 доллара за курс. Срок обучения от одного до шести месяцев. Какой иностранный язык сейчас наиболее востребован в центре? Английский, немецкий. Русский в разряд самых популярных не попадает.

    Проявляют интерес к центру и другие государства. Так, из Малайзии поступила заявка на подготовку 150 тысяч работников в домоводстве (предпочтение будет отдаваться семейным парам, чтобы женщина могла трудиться в доме, а мужчина бы следил за порядком на территории). А это значит, таджиков уже сегодня начали переориентировать на работу в других государствах, не в России. И пока это еще не очень заметно даже для них самих, но через несколько лет тренд даст о себе знать. И кто тогда поедет в Россию - вопрос. Известно, что уже сегодня многие трудовые мигранты из Украины, Молдовы едут на заработки в Европу - и безопаснее, и цивилизованнее, и платят больше.

    "Год назад в наш центр приезжало руководство Федеральной миграционной службы РФ, они заинтересовались нашей работой, пообещали сотрудничество, но пока этого не произошло", - говорит руководитель Центра в Душанбе Алишер Фаромузов.

    По данным вице-президента Всемирного банка Филиппа Ле Уэру, к 2050 году каждый житель Восточной Европы будет старше 65 лет, возникнет острый дефицит рабочей силы, и среднеазиатские страны могут стать основными ее поставщиками хотя бы потому, что сейчас эти нации молоды. Для России кадровый вопрос будет стоять наиболее остро: по подсчетам международных экспертов, население нашей страны к этому периоду может сократиться на 25 миллионов человек. "И не надо бояться миграции, она выгодна экономикам как отдающих, так и принимающих стран", - считает Филипп Ле Уэру. Если посмотреть суммы официальных денежных переводов гастарбайтеров, то окажется, что они составляют порядка 40 процентов ВВП Таджикистана, 30 процентов ВВП Киргизии и Молдовы. Подсчитать экономическую выгоду России от работы этих людей крайне сложно, но, как отмечают эксперты, суммы значительно превышают те, что мигранты официально шлют на родину. "Если бы в России были созданы условия для того, чтобы мигранты могли открывать там банковские счета, они могли бы делать накопления в российских банках. И переводы стали бы прозрачнее, поскольку до сих пор часть денег вывозится в карманах", - говорит Сулаймон Шохзода, зампредседателя общественной организации "ОПОРА Дружбы".

    Но на самом деле проблемы трудовых мигрантов в России упираются не только в бюрократические сложности по открытию банковского счета. Бюрократия - во всем. Получить официальное разрешение на работу напрямую в ФМС сложно, утверждают эксперты. Его проще купить у посредников в среднем за 25 тысяч рублей (в Москве), чем оформить официально в органах ФМС за 2 тысячи рублей.

    Даже у тех, кто трудится легально, нет никаких социальных гарантий, больничных, пособий по беременности и права на пенсию. К этому можно прибавить пренебрежение к ним со стороны россиян. В аэропорту Шереметьево, перед вылетом в Душанбе, корреспонденту "РГ" "посчастливилось" почувствовать на себе "русское гостеприимство", при том, что ко мне, как гражданке России, претензий не было и работники аэропорта были корректны. Но ко всем остальным, кто стоял рядом на регистрацию, потом на прохождение пограничного контроля, затем сидел в салоне самолета (99 процентов в моем окружении были таджики), наши люди любезности не проявляли. Они грубили, раздражались, дотошно, по 10 минут рассматривали паспорта и возвращали их с некоторым презрением. В самолете перед взлетом стюард, проверяющий, отключены ли мобильные телефоны, был похож на надзирателя. И я так и не поняла, в чем провинились 200 таджиков, улетавших из Москвы рейсом российской авиакомпании.

    Но есть и другая сторона медали - качество работы гастарбайтеров. В объявлениях о найме на работу стали встречаться приписки - "только для граждан РФ". И дело не в патриотизме российских работодателей, а в том, что, к примеру, кафельная плитка, уложенная "гостями из Азии", частенько бывает положена криво, да и отвалиться может в любой момент. И не потому, что люди не стараются, и им "тут не жить", а потому, что просто не умеют. Многие мигранты до приезда в Россию в руках не держали рабочих инструментов и учатся всему уже на практике.

    Поделиться