Уже в понедельник, 18 июня, десятки ядерных систем покинут родные гарнизоны и по колонным путям отправятся на полевые позиции. Ядерные "Тополя" и "Ярсы" специально сделали не только в шахтном, но и в мобильном варианте, чтобы в случае чего противник поломал голову над их поисками. В угрожаемый период координаты стационарных позиций ядерных ракет моментально вводят в электронный мозг ударных комплексов. Это - объекты первой атаки. А подвижные средства ядерного нападения еще надо засечь и лишь затем пытаться уничтожить. Чтобы сорвать вражеские атаки и самим нанести удар, в РВСН организовали боевое дежурство на маршрутах патрулирования.
На обычных автострадах тяжелые многоосные МАЗы с ядерными ракетами вы, конечно, не увидите. Их маршрут, главным образом, проложен по лесам. Это не только обеспечивает скрытность перемещения "стратегов", но и позволяет им в дороге отрабатывать различные вводные. Хотя покрытая маскировочными сетями техника практически не видна с воздуха, в местах ее нахождения работают средства радиоэлектронной борьбы, спутники-шпионы НАТО все равно попытаются разглядеть "Тополя" и "Ярсы" с космической орбиты. Задача спутников - определить координаты и направление движения наших ракетных комплексов. Если это удается сделать в военное время, следующий шаг противника - удар по колонне или позициям. Коли нет возможности достать их огневыми средствами, в рейд посылают военный спецназ или диверсантов. Они сделают все возможное, чтобы предотвратить запуск ядерных ракет и уничтожить комплексы РВСН еще на стадии подготовки к стрельбе. Это - альфа и омега любой войны, поэтому защите пусковых установок на марше и в полевых лагерях уделяют особое внимание. Соответствующим образом строится их охранение, моделируются различные варианты отражения атак. Такие элементы ракетчики постоянно отрабатывают на маршрутах движения и стоянках. Все это будет проигрываться и в ходе предстоящего мобильного боевого дежурства.
О его масштабах можно судить на таком примере. Только одна Тейковская дивизия РВСН во время патрулирования перемещает свои "Тополя" и "Ярсы" по району, сопоставимому размерами с суммарной площадью нескольких европейских государств. А ведь на маршруты выведут несколько таких соединений. Есть сведения, что летом и осенью в мобильном боевом дежурстве задействуют, по меньшей мере, шесть ракетных дивизий - Новосибирскую, Барнаульскую, Иркутскую, Тагильскую, Тейковскую, а также ракетные части, дислоцирующиеся в местечке Бологое.
В одних случаях к тренировкам привлекут дивизион - три пусковые установки "Тополя-М" или "Ярса". В другом - несколько дивизионов или даже целый полк подвижных стратегических комплексов. Все будет зависеть от задач, которые Минобороны поставит ракетчикам. В штабе РВСН не исключают и более масштабного представительства своих частей в мобильной учебно-боевой работе.
Надо сказать, что длительность полевых занятий ракетчиков из года в год возрастает. Скажем, нынешним летом она практически вдвое превысит показатели 2011-го. В разговоре с корреспондентом "РГ" официальный представитель Минобороны Вадим Коваль уточнил, что время боевого патрулирования "Тополей-М" и "Ярсов" решено увеличить до 20 суток против 10-12 прошлогодних. Соответственно увеличится и объем задач, которые "стратеги" отработают на маршрутах движения и полевых позициях ракетных комплексов.