"РГ" узнала особенности ЕГЭ этого года в Татарстане

Министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов рассказал об особенностях сдачи ЕГЭ в Татарстане и о том, можно ли собирать с родителей деньги на школьные учебники.

О нарушениях

- Во время сдачи первого ЕГЭ на списывании попались 12 выпускников. Их результаты были аннулированы. Если эти дети хорошо сдадут русский и математику, то получат аттестат, но у них не будет результатов профильного экзамена для поступления в вуз. Пересдать его ребята смогут только на следующий год.

Мы хотим, чтобы и дети, и родители поняли, что обманывать в данном случае никак нельзя. К примеру, один ребенок воспользовался мобильником и набрал 90 баллов, а другой отвечал честно и получил 75 баллов. Получается, что тот, кто списал, займет не свое место в вузе. Он калечит судьбу более честного и способного выпускника. Это абсолютно неправильно.

О глушилках телефонов

- Глушилки телефонов нигде не ставили. Да, такая идея рассматривалась, но после тщательного анализа мы от нее отказались. Во-первых, эта техника вносит определенные помехи в сотовую связь в округе, а другие люди не должны страдать из-за того, что в школе сдают экзамен. И, во-вторых, есть вероятность, что это опасно для здоровья детей, поскольку идет излучение. Но у нас есть несколько десятков видеокамер. Они в произвольном порядке устанавливаются в пунктах приема ЕГЭ. Имеется статистика, в каких районах чаще всего происходит нарушение во время сдачи экзаменов.

О перепроверке результатов ЕГЭ

- Мы ежегодно после экзаменационной кампании перепроверяем знания детей. В вузах они пишут контрольные по материалам, аналогичным КИМам (контрольно-измерительным материалам) ЕГЭ. И статистика получается очень интересная. По республике результаты падают примерно на 13-18 процентов. Это нормально: за три месяца немножко подзабыли, форму потеряли, нет той мотивации. У детей из близлежащего региона, которые поступили в казанские вузы, результат ниже на 30 процентов. Есть у нас и несколько десятков студентов с юга России, у которых разница в результатах составляет 80 процентов.

У нас нет никаких законных оснований отчислить этих молодых людей, да никто на это и не претендует. Такие проверки проводятся не для того, чтобы найти ребенка, который списал, а чтобы в целом оценить объективность результатов ЕГЭ. Если после контрольной работы выявляется студент с очень плохими результатами, специалисты министерства уведомляют об этом ректора.

Естественно, в вузе такого студента берут на особый контроль, особенно во время сессии. Ведь если человек однажды обманул, есть риск, что он и дальше будет это делать. Письмо отправляют и главе администрации того района, в котором студент сдавал ЕГЭ.

Постепенно мы хотим создать в Татарстане такую психологическую атмосферу, чтобы дети понимали, что единственный способ сдать ЕГЭ - хорошо учиться.

О коммерческих вузах

- С этого года коммерческие вузы в России могут участвовать в конкурсе на бюджетные места. И это хорошо. Вообще, мы делим вузы не на государственные и негосударственные, а на качественные и некачественные.

На данный момент мне известно, что в Татарстане бюджетные места получили два коммерческих учебных заведения. В Татарском институте содействия бизнесу откроют 100 мест: 90 - бакалавриат и 10 - магистратура. Специальности: прикладная математика, информатика, экономика, менеджмент, управление персоналом. В Институте экономики управления и права - 185 мест. Из них 135 - среднее профобразование.

О закупке учебников

- В прошлом году от граждан поступило много жалоб на то, что в школах собирают деньги на учебники. Мы тщательно это проанализировали. Выяснилось, что большая часть обращений была связана с очевидным недоразумением.

Мы обязаны обеспечить школьников учебниками и пособиями многократного использования. Но сейчас много образовательных методик, которые предполагают использование одноразовых материалов. Это рабочие тетради и атласы, в которых можно писать и рисовать. Никогда государство не брало на себя обязательств закупать их. А родители жалуются, что на такие пособия собирают деньги.

Еще один момент. Мы можем закупать учебники строго из федерального перечня. Сейчас в нем около 2600 наименований. На каждый предмет примерно по 16 разных учебников. Но английский язык многие хотят изучать по особым зарубежным пособиям. Сами же родительские комитеты решают, что их надо приобретать, а потом жалуются!

То же самое касается учебников Петерсона. Родители, выбравшие школу с этой методикой, должны быть готовы платить деньги.

Но не отрицаю, что проблема с учебниками есть. Она вызвана тем, что с прошлого года вся страна перешла на новые образовательные стандарты. Они предполагают совершенно новые учебники. У нас 40 тысяч учеников пришли в 1-й класс. Если для детей, которые учатся в 4-м и 5-м классах, есть учебники предыдущих поколений, то первоклашкам мы должны на сто процентов обновить библиотеку. Все деньги ушли на обеспечение этих детей. В этом году они переходят во второй класс, и здесь такая же ситуация.

Причем, когда мы перешли на новые стандарты, цены на учебники резко выросли. Пособия стали более красивыми: краска лучше, бумага качественней. Вторая причина - инфляция. Кроме того, ужесточились санитарные нормы. Вес учебника для маленьких детей не может превышать определенного количества граммов. Толстые учебники делят порой на четыре части. Естественно, стоят они дороже. И, наконец, по новым стандартам каждый учебник должен сопровождаться DVD, а это удваивает цену.

В этом году мы тратим на закупку свыше 230 миллионов рублей, а нужно полмиллиарда! Мы, конечно, решим эту проблему, но старшеклассникам придется учиться по учебникам 6-7-летней давности. Иначе ни один бюджет этого не выдержит.

Есть и альтернативные пути. Например, выкладывать некоторые образовательные ресурсы в интернет. Второй вариант - электронные учебники. Сейчас мы в экспериментальном порядке закупаем несколько тысяч экземпляров для десяти школ. В будущем все равно придем к тому, что все школьники будут пользоваться электронными устройствами.

на заметку

Кто имеет право пересдать ЕГЭ

1. Выпускники этого года, получившие неудовлетворительный результат при сдаче ЕГЭ по русскому языку или математике.

2. Участники, не сдавшие ЕГЭ по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

3. Участники, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам.

4. Участники, у которых результаты ЕГЭ отменила Государственная экзаменационная комиссия при удовлетворении их апелляции.