13.06.2012 23:48
    Поделиться

    Эксперт: Тюменские инвесторы напрасно жалуются на недостаток бизнес-идей

    Частный бизнес не готов поддерживать новичков
    Найти деньги на реализацию нового проекта, особенно начинающему предпринимателю, по-прежнему очень сложно. Выдавать кредиты под голую задумку, без залогов, банки не спешат. Получить господдержку тоже удается не всем - особенно если идея не из разряда инноваций.

    Авторам готовых к коммерциализации идей все чаще указывают на частных инвесторов. Вот только сотрудничества почему-то не получается. Люди с деньгами, а таких в Тюмени немало, уверяют, что инструмент привлечения частных инвестиций в регионе работает, что они готовы вкладывать не только в серьезный, уже функционирующий бизнес, но и в новичков. Между тем безденежные генераторы идей утверждают обратное. Так кто же прав? Почему инвесторам и начинающим предпринимателям не удается найти друг друга?

    Желающие выгодно вложить капитал уверяют: были бы рады, вот только вкладывать не во что. Большинство предлагаемых проектов - в лучшем случае стандартные, обещающие обычную прибыль, а значит, смысла рисковать нет, в худшем - заведомо провальные. Кто-то категоричен: идей нет совсем. По мнению руководителя тюменского бизнес-инкубатора Марии Радион, это не так: задумки есть, просто результатов мало.

    - В прошлом году мы создали своеобразную базу бизнес-идей, - рассказывает она. - Набралось более двух сотен. Среди них есть действительно интересные. Но немало и так называемых проектов ради науки, которые вряд ли когда-нибудь выйдут на рынок. С 2009 года мы рассмотрели более ста проектов, претендующих на поддержку, отобрали только треть: одной задумки мало, должен быть человек или команда, способные ее реализовать. Большинство тех, кто к нам приходит, не ориентировано на коммерциализацию своих идей, у них нет предпринимательской жилки. Их проекты продвигать сложнее всего.

    Несмотря на организацию в регионе всевозможных курсов для начинающих бизнесменов (один только институт предпринимательства УрФО за пять лет обучил азам ведения бизнеса почти 22 тысячи человек), уровень финансовой грамотности предпринимателей до сих пор остается низким, констатируют эксперты. Многие не способны составить качественный бизнес-план, а следовательно, полноценно донести идею до инвестора.

    - Если проект сырой, инвесторы побоятся вкладывать в него деньги. Они должны быть уверены, что предприниматель четко представляет, каким образом будет производить и продавать свой продукт. Если этого понимания нет, то велика вероятность, что, вложив деньги, завтра инвестор услышит: "Извините, не получилось", - рассуждает Антон Язовских, руководитель компании, занимающейся венчурными инвестициями.

    Заразить идеей инвестора и внушить ему уверенность в успехе не так просто, а значит, делают вывод эксперты, нужно больше учиться. Тем более что возможности для этого есть. В департаменте инвестиционной политики и господдержки предпринимательства аккумулируется вся информация о тех, кто планирует инвестиции в регион и ищет подходящего партнера. Ежегодно область посещают десятки делегаций, состоящих из российских и иностранных компаний, заинтересованных в совместной работе.

    А пока предприниматели недооценивают важность получения новых знаний, на них пытаются заработать посредники. На тюменском рынке не один десяток фирм, обещающих бизнесменам помочь довести их проекты до ума, правильно презентовать. Естественно, за деньги. Тем не менее случаи, когда инвестор и безденежный автор идеи нашли друг друга, пока очень редки.

    Сами предприниматели называют еще одну причину: некоторые не раскрывают все нюансы планируемого бизнеса, опасаясь, что идею просто украдут.

    - В 25 лет у меня нет пока ни квартиры, ни машины. Есть только профессия и желание работать. Банк денег на создание бизнеса не дает. Сейчас занимаюсь поиском частного инвестора. Раздал уже 27 бизнес-планов, но никто вложить в меня деньги пока не захотел. Вместе с тем несколько моих проектов уже реализовано. Инвесторы просто воспользовались моими идеями, - сетует начинающий предприниматель Федор Берсенев.

    Между тем некоторые уже состоявшиеся бизнесмены считают: это естественный отбор, и он необходим. Тот, кто по-настоящему увлечен своей идеей, всегда найдет возможности для ее реализации. При этом замечают: организовав бизнес на свои, а не на безвозмездно полученные от государства деньги, человек более креативно подходит к делу и гораздо чаще бывает успешен.

    Справка "РГ"

    По данным Росстата, в 2011 году инвестиции в основной капитал предприятий и организаций Тюменской области составили 177,8 миллиарда рублей. В первом квартале текущего - 22,9 миллиарда. Более 25 процентов средств в этом году направлено на строительство промышленных и офисных сооружений, около 47 процентов - на приобретение транспортных средств, оборудования, почти 20 процентов - на строительство жилья. Основным источником финансирования стали собственные средства бизнесменов (52 процента), остальное - привлеченные деньги. Объем инвестиций в основной капитал из бюджета сократился с 43,9 до 25,4 процента. Наибольший рост инвестиционной активности отмечен в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, строительстве, транспорте и связи.

    Поделиться