Вместе с тем налоговики с тревогой отмечают сокращение поступлений налога на прибыль. Так, крупнейший в регионе плательщик - Курганмашзавод - за пять месяцев текущего года перечислил 86 миллионов рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года от него поступило 265 миллионов. В черный список неожиданно попал и Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования - там платежи по налогу на прибыль сократились с 42-х до 30 миллионов рублей. Практически нет поступлений с завода "Микрон".
Руководитель УФНС по Курганской области Юрий Касьяненко считает, что тенденция в большей степени связана не с ухудшением финансового положения бизнеса, а с намеренным уводом прибыли в другие регионы, так как собственники большинства крупных предприятий находятся за пределами Курганской области. По его словам, прибыль оседает в основном в торговых домах и других подразделениях холдингов, в которые входят зауральские предприятия.
Еще одна негативная тенденция: все чаще крупный бизнес не платит налоги вовремя. Даже после предупреждения УФНС. Платить начинают, когда дело доходит до ареста счетов.
- Разрыв составляет почти месяц: вот вам инвестиционный налоговый кредит, иначе это не назовешь, - резюмирует глава УФНС.
Разговор о налоговых ухищрениях происходил на собрании Курганского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (КРО РСПП). И никто из присутствующих директоров заводов не выступил в свое оправдание, не пояснил ситуацию и не отмел подозрения налоговиков. Некоторые руководители отказались комментировать этот неприятный момент и корреспонденту "РГ".
Между тем руководитель КРО РСПП Сергей Муратов назвал унизительной практику, когда предприятие работает в Кургане, а налоги платит в Москве или, того хуже, в оффшорах. В интересах бизнеса, считает он, платить налоги дома. Вместе с тем, полагает Муратов, несправедливо "вешать всех собак" на крупный бизнес.
- В промышленности работают 60 тысяч человек, а в малом и среднем бизнесе - 120 тысяч. Однако от промышленности в консолидированный бюджет области поступает 40 процентов всех платежей, а от малого и среднего бизнеса - только семь процентов. Возникает вопрос: почему такой дисбаланс, по каким схемам живет и платит налоги малый бизнес? - говорит Муратов.
Обсуждение проблемы промышленники обещали продолжить и предметно разобраться в каждой ситуации: где действительно происходит увод налогов из региона, а где предприятие оказалось в сложном положении - порой не по своей вине.