Новости

14.06.2012 00:29
Рубрика: Общество

По системе Базарного

В этой школе ученики во время урока могут ходить по классу и должны писать только перьевыми ручками
Эксперимент по обучению детей по методике академика Владимира Базарного проводится в 4 школах Белгорода, с сентября к ним присоединятся еще 8. Учителя говорят, что эксперимент не требует серьезных затрат, но результат дает отличный.

Суть методики в том, чтобы неусидчивость детей использовать во благо учебного процесса. И теперь на уроках разрешается громко разговаривать и ходить по классу, школьники могут вдоволь изучать стены и потолок, где развешаны обучающие плакаты. Половина класса пишет сидя, половина - стоя за конторками, на массажных ковриках и без обуви. Каждые 10-15 минут учитель командует поменяться местами. От перестановки учащихся успеваемость улучшается, утверждают учителя. По теории Базарного такая смена поз во время уроков помогает детям легче переносить школьные нагрузки.

Извертелись все

- Началось с того, что у целого ряда школьников города обнаружились проблемы со здоровьем, - рассказывает сотрудник Белгородского научно-методического информцентра Ирина Возняк. - Причем диагнозы различные: плохое зрение, сколиозы, сердечно-сосудистые заболевания. Стали думать, что делать, и кто-то вспомнил о методике академика Базарного.

Первыми ее испытали в школе N 49. Учителя сначала сопротивлялись: мол, не хватает проблем с ЕГЭ у старшеклассников, так решили еще в начальной школе реформы устроить. Но несогласных убедили.

- Сложностей хватало, нужно было закупить оборудование, те же конторки, все это стоит денег, - рассказывает завуч Лариса Черкашина. - Но в этом учебном году мы уже выпустили три третьих класса, два вторых и шесть первых. Все эти дети не знают, как можно высидеть на одном месте весь урок, боясь, что им сделает замечание учитель. Ведь это дети, у них потребность двигаться. Захотел - встал, захотел - сел. Они глазеют по сторонам, тренируют зрение на тренажерах, которые крепятся к потолку, и в итоге лучше усваивают материал.

На потолке "мини-стадион" для глаз, пробежка по нему обязательна. Вертеть головой в разные стороны детям приходится по заданию учителя, потому что правила и необходимый дидактический материал развешаны на всех стенах класса. Это называется зрительными метками. Пока ребенок их ищет, разминает шею.

Черкашина уверяет, что в таких условиях и учителю проще работать: не надо постоянно привлекать к себе внимание, дети и так запоминают то, о чем им говорят.

- Все потому, что они чувствуют себя раскованно. К тому же, здесь как нигде проявляется индивидуальный подход к каждому ученику, - поясняет завуч. - Вот, к примеру, некоторым детям врачи не рекомендуют долго стоять за конторками, учителю не нужно засекать время - когда ребенку станет трудно, он присядет сам.

Почерк от Базарного

А еще учителя начальных классов в школе N 49 избавлены от "каракулей" и помарок в прописях.

- Дети у нас пишут перьевыми ручками, - рассказывает Ирина Возняк. - И пишут медленно, вдумчиво и красиво. Посмотрите на их тетради! Все буквы ровные, никаких каракулей. В обычном классе учитель попросту не имеет возможности научить так писать. Перьевая ручка, как оказалось, бережет и сердечно-сосудистую систему.

- Вот вы пишете обычной шариковой ручкой, не отрываясь. И даже не замечаете, как напрягаетесь и задерживаете дыхание, - рассказывает Лариса Черкашина. - Точно так же пишет ребенок, только он еще волнуется, потому что старается выполнить задание как можно лучше. Неправильно дышит, а значит, нарушается сердечный ритм.

Родительский комитет

Одно из правил Базарного гласит, что девочки и мальчики не должны быть на уроке вместе. Вот это-то и вызвало массу споров.

- Следуя правилам, мы набирали класс девочек, - рассказывает директор школы N 28 Анна Козловцева. - Если бы вы знали, как взбунтовались папы мальчиков!

Тем не менее она уверена в правоте Базарного.

- У нас же не гендерное образование, никто не делит школу на военное училище и колледж для благородных девиц, это только на уроках дети разделены, а на переменках и общешкольных мероприятиях они играют вместе и свободно общаются, - говорит директор. - Девочки гораздо быстрее запоминают и схватывают новое. А мальчики в этом возрасте по развитию отстают от них года на два, и потому им труднее дается учеба.

Преодолеть сопротивление родителей оказалось непросто.

- Причиной конфликта стало банальное непонимание между педагогами и родителями, но в этом, я думаю, мы сами виноваты, - считает Ирина Возняк. - Мы начали работу с родителями, когда их дети уже посещали подготовительные занятия. И вот представьте: ходит ваш мальчик к одному учителю, а потом выясняется, что тот "в рамках эксперимента" набирает класс девочек. А ваш сын уже привык к этой тете-учительнице.

Разногласия удалось преодолеть, отступив от правил Базарного.

- Сформировали мы и смешанные классы, - говорит Ирина Возняк. - Пришлось нарушить "заповеди" академика. Но мы ведь не брали на себя обязательств соблюдать их все. Из 12 правил методики где-то следуют только 6, где-то - 8, а где-то всем сразу. Просто каждая школа и каждый класс выбирают для себя наиболее приемлемые.

Сильное звено

Эксперимент в Белгороде идет уже 3 года. Учителя говорят, что сами не ожидали таких результатов: практически все дети осваивают программу начальных классов легко, быстро и с удовольствием. Эти первоклашки заметно меньше болеют и более уравновешенные, нежели их сверстники. Однако учителя подчеркивают: говорить о результатах пока рано. Сам Базарный рекомендует подводить итоги в выпускных классах.

Но сейчас учителей волнует даже не эффект от эксперимента, а вопрос, будет ли он продолжен. Как третьеклассников, привыкших по 10 раз менять позу на уроке, усадить за парты в 4-м классе?

- Да никак, - считает завуч Черкашина. - Они уже не смогут учиться так, как все остальные. И именно потому мы думаем, что нужно закупать мебель и другое оборудование для среднего звена.

А еще - обучать все больше преподавателей работать "не как все".

Белгородский отдел образования: 308000, г. Белгород, ул. Попова, 25а. Телефон: (4722) 32-68-95 (приемная). E-mail: beluo@beluo.ru

12 правил Базарного

Система обучения академика Владимира Базарного предполагает:

1. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

2. Использование для письма перьевых ручек и чернил.

3. Использование конторок наряду с партами.

4. Применение массажных ковриков для стоп.

5. Частую смену поз на уроке.

6. Размещение учебных материалов на всех 4 стенах и потолке.

7. Применение офтальмологических тренажеров.

8. Сопровождение самостоятельной работы классической музыкой.

9. Подачу информации в контексте чувств и эмоций.

10. Физминутки для предупреждения различных заболеваний.

11. Занятия физкультурой почти каждый день.

12. Занятия за компьютером разрешаются только по завершении периода полового созревания.

Общество Образование Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Белгородская область Белгород
Добавьте RG.RU 
в избранные источники